Рюмшина Тамара Федоровна
Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития посредством использования природного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития посредством использования природного материала в продуктивной деятельности.
Актуальность
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которого он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способностей к творчеству, уже в дошкольном возрасте- залог будущих успехов. Желание творить внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые должны помочь ребенку ему стать личностью. Творческая личность –это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс деятельности у ребёнка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всесторонние развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития посредством использования природного материала» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Поделки из природного материала
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Проблема
Многие дети ЗПР не проявляют интереса к различным видам ИЗО. Большинство дети не проявляют упорства при выполнении заданий, не доводят начатое до конца, некоторые дети боятся прикасаться материалу, чем демонстрируют не уверенность в себе. Актуальность этой проблемы так же заключается в том, что у детей с речевой патологией на фоне ЗПР нередко наблюдается нарушение зрительного восприятия, неточность представлений о форме, цвете, величине, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, узким кругозором, низким уровнем внимания восприятия, памяти, что в свою очередь приводит к возникновению специфических ошибок при обучении в школе. Также у детей при речевых нарушениях отличается выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонение в развитие движений пальцев руки, которые тесно связаны с речевой функцией. Дети данной категории испытывают трудности в процессе восприятия. В воспринимаемом объекте они выделяют гораздо меньше признаков, многие дети с трудом узнают предметы в неправильном ракурсе, в контурном изображении. Память детей характеризуется особенностями, которые находятся в определённой зависимости их внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активностью. Довольно часто не могут выполнить отдельные задания из-за неумения организовать себя в процессе деятельности. Опыт обучения детей говорит о том, что преодоления ЗПР во многом от характера стимулирования, и их познавательной активности со стороны взрослого. Актуальность данной проблемы позволило сформулировать тему само образования “Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития посредством использования природного материала в продуктивной деятельности”
Цель: Развитие творческих способностей детей с ЗПР посредством не традиционной технике аппликации с природным материалом “ сухих листьев” формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Задачи:
1. Формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям природы воспитания эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
2. Развитие интереса к различным видам искусства (в частности флористики)
3. Формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве
4. Обучение основам создания художественный образов, формирование практических навыков работ в данном виде художественной деятельности (аппликация из сухих листьев, трав, цветов)
А) Предавать в аппликации различные изображения предметов (птиц, животных, рыб).
Б) Создавать предметные, сюжетные, декоративные композиции из растительных форм.
Г) Подбирать цвета растительных форм в соответствии с цветом предметов или по желанию.
Д) Аккуратно наклеивать изображение предметов состоящие из нескольких частей.
Е) Учить дополнять композицию деталями, обогащающими изображениями
Ё) Правильно пользоваться ножницами
5. Рзавитие сенсорных способностей : восприятия, чувство цвета, ритма композиции.
6. Формирование первоначальных представлений о явлениях природы, о мире животных и растений.
7. Развивать у детей в процессе творческой деятельности внимание, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать обобщать, устанавливать причинно-следственные связи).
8. Формирование бережного и аккуратного отношения к материалам так как сухие листья и травы очень хрупкие.
9. Развивать умение создавать предметные и сюжетные изображение с натуры и по представлению, располагать на формате предметы, соблюдая пропорции.
10. Формировать контроль и оценку собственной деятельности.
11. Развивать сенсомоторику- согласовывать в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкости точности выполнении движений.
12. Воспитывать благоприятный, эмоциональный настрой радость, общение в труде, наслаждение, испытываемое в процессе работы и бережное отношение к своему труду.
Методы реализации:
1. Подбор методической литературы
2. Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей
3. Обеспечение предметно-развивающей среды
4. Участвие детей в творческих конкурсах.
Этапы работы:
Подготовительный:
1. Теоретически изучить виды нетрадиционный техник аппликации
2. Выявить уровень развития творческих способностей детей
3. Разработать тематический план занятий
4. Заготовить природный материал
Основной (практический)
Активная работа по обучению детей нетрадиционным техникам аппликации в рамках работы кружка “Природа и фантазии”
Заключительный этап
1. Создание презентации
2. Обобщения опыта работы.
Занятие проводится 1 раз в неделю, во 2 половине дня с детьми подготовительной группы, продолжительность занятий 25-30 мин.
Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей желания, состояние здоровье, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Занятия в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи. (игры и игрушки из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывает). Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способ аппликации их особенностями, учатся на основе полученный знаний создавать свои рисунки. Свою работу по развитию творческих способностей детей строю на следящих принципах:
1. “От простого к сложному”
Где предусмотрен переход от простых знаний к сложным.
Сначала учу детей наклеивать декоративный узор из целых листьев отбираем по цвету, форме и размеру в соответствии с образцом из массы других листьев. Убедившись, что узор получился. Учу лист сдвигать к краю стола наклеивая клеем и прикладывать к основе.
2. Принцип наглядности (выражается в том что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие).
3. Принцип индивидуализации (обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс).
Развитие творчества во многом зависит от развивающей среды. По этому подобрала разнообразные инструменты и материалы к аппликации. В группе есть стенд для детских работ. Для реализации творчества необходим материал. Заготовка материла происходит во время экскурсий в природу знакомлю со свойством материала через беседы, игры. Например: “Найди такой же листок”, “Угадай на что похож листок”, “Дети с чей ветки”, “Разложи узор из листьев”, и т. д.
Листья, собранные на прогулке, очищаем от грязи и раскладываем между слоями бумаги для засушки проводим опыты по выявлению и сравнению свойств листочков, определяем “Хрупкий, ломкий” это подсказывает как обращается с сухим природным материалом как его беречь, но основной целью этих занятий создать эмоциональный настрой, интерес и желание занимается.
Совместный сбор гербария для поделок отличный повод научить различать различные породы деревьев.
Например, “Прогулка осенью” –приложение
Составление занятий по аппликациям из засушенных листьев строю по следящему плану:
1. Определяем листья для базовых форм (голова, туловище) и их место на основе
2. Подбираем и прикладываем мелкие детали (ушки, хвост, и т. д.)
3. Оживляем поделку придаем характерную особенность (весёлость грусть и т. д.)
При обучении детей изготовлению аппликации из засушенных листьев предлагаю детям сначала внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит работа, выполненная мной, в каких местах к основанию должны быть приклеены мелкие детали и каким способом. Затем показываю, как разложить листья, чтобы получился красивый узор и как приклеить лист к основе (капнуть немного, клея на заднею сторону каждого листочка и прижать их к бумаге в нужном положении). После повтора нужных действий или дублирования способа изготовлении образца, дети усваивают последовательность и сам ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или по собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.
Работая с детьми, я обыгрываю сюжет будущей поделки, с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая аппликацию эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать ребенка, дольше удерживает внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительную мотивацию деятельности. В работе применяю игровые приемы- все это помогает не допускать однообразие и скуку. Д ля того чтобы развивать художественные творческие способности и привить любовь к эстетическому искусству, взывать интерес я использую различные нетрадиционные способы аппликации с засушенными листьями
1. Накладная аппликация.
Работа с придумыванием картинок не требующих вырезания из листьев ни каких деталей, а создаваемых с помощью наложение листьев (грибочки цыплята и т. д.)
2. Силуэтная аппликация.
В этом виде аппликации лишние части листочков отрезают, чтобы получилось именно то, что задумали.
3. Модульная аппликация.
С помощью этой техники дети учатся создавать картинку путем наклеивания множества близких по форме, размеру листочков.
4. Симметричная аппликация.
Дети учатся создавать отдельный образ картинки, имеющие симметричное строение, а также для получения двух совершенно одинаковых изображений (бабочка стрекоза).
5. Раскрашивание засушенных листочков.
Детям очень нравится этот вид аппликации. Украшать листочки разнообразными узорами, рисунками, наносят в виде штрихов, точек, полосок.
6. Композиция из листьев с использованием графики.
Это один из интереснейших видов аппликации. Великолепно развивает воображение. Засушенный лист дети накладывают на чистый лист бумаги, а весь сюжет картинки дорисовывают карандашами, фломастерами, красками или же предлагается детям нарисовать рисунок, а потом недостающие детали доклеить листочками, цветами травой
7. Насыпная аппликация из сухих листьев.
Не только цельные осенние листья можно использовать в работе. В аппликации очень гармонично будет смотреться посыпка из высушенный измельчённых листьев разного цвета.
8. Мозаичная техника.
Предусматривает соблюдение симметрии а в этом случае один парный листок (например изображение бабочки, создание какого либо узора). Иногда симметричный может быть не весь рисунок, а только определенные зоны.
9. Аппликация на фигурке вырезанная из картона.
Картон очень удобно использовать при изготовлении поделок. Благодаря своей плотности вырезанная заготовка удерживает на себе слои листьев, травы. Например на картоне рисуем контур совы, туловище обклеиваем листиками внахлёст, двигаясь сверху в низ, имитируя оперение. Голову и лапки можно не обклевать, а покрыть эти зоны тушью глазки выполнить из цветной бумаги.
10. Аппликация мозаика из листьев.
Такая аппликация позволяет сделать панно по принципу пазла, Получая силуэтные картинки. Листочки подбираются в нужном порядке. В результате получается определенный образ, сюжет. Здесь используют ножницы, чтобы придать заготовки нужную форму.
Результативность
По итогам проделанной работе видно, что дети овладели простейшими не традиционными техниками аппликации из сухих листьев. Появилась познавательная активность, интерес к занятиям, представление о свойствах материала, дети научились распознавать породы деревьев, научились самостоятельно выбирать средства и материл к занятию. Сформировались навыки общения совместной деятельности, уверенность в собственных силах, любовь к природе.
Вывод
Эффективным условием развития творческих способностей детей ЗПР до школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование нетрадиционных техник аппликации, позволяющей детям без особых условий создавать неповторимые образы. Они способствуют активизации, творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изо-опыта необычность способов аппликации вызвало эмоционально-положительные отношение к изо деятельности. Художественный труд входя в жизнь детей, определяет и реализовывает художественные цели, так закладываются основы нравственно-эстетического воспитания, уважение к труду стремление овладеть особенностями мастерства.
Все это приобщает детей к народно-прикладному искусству, подготавливает их к последующему обучению в школе. Не каждый ребенок станет художником, однако у каждого есть свой потенциал художественного развития и этот потенциал надо раскрыть. Так одаренные найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого замысла.
Список литературы
1. Гульянц, Э. К. Что можно сделать из природного материала.? [Текст] : учеб, пособи / Э. К. Гульянц. – М. : Просвящение, 1981.- 253 с.
2. Гусакова, М. А. Аппликации [Текст] : учеб, пособие / М. А. Гусакова. – М. : Просвящение, 1985.- 170 с.
3. Дротова, А. А. Воспитание положительных взаимоотношений в процессе труда [Текст] / А. А. Дротова //Дошкольное воспитание. – М. : Просвящение, 1980. -№3. –С. 31-36.
4. Друшляков, Л. А. Конструирование из природного материала [Текст] / Л. А. Друшлякова // Дошкольное воспитание. -1972.- №1. –С. 45-48.
5. Есена,А. А. О воспитании целенаправнности у детей в процессе ручного труда [Текст] / А. А. Есина. // Дошкольное воспитание. -1972. - №1. –С. 45-48.
6. Зорина, С. В. О художественном труде дошкольников
7. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы [Текст] / Н. С. Королева. – СПб., 1992. -78.
8. Лубковская,К. А. Сделаем это сами [Текст] / К. А. Лубковская. – М. : Просвящение, 1988. – 153.
9. Пнтилеев,П. Н. Декоративное искусство- детям [Текст] / П. Н. Пантилев. – М. : Просвящение, 1983. – 67с.
10. Шевчук,Л. В. Дети и народное творчество [Текст] / Л. В. Шевчук – СПб,. 1995.- 121с.