Перевезенцева Екатерина Валерьевна
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дети всегда стремятся проявить творчество, поэтому педагогу очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить их фантазию и реализовать способности.
В развитии творческих способностей детей очень велика роль театра, поскольку театральная деятельность в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, эмоциональных переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать.
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания, поэтому способность ребенка к такой идентификации позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.
Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, помогая преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяя развивать память, внимание, воображение и речь.
Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.
В связи с этим развитие творческих способностей посредством театральная деятельность стала приоритетной в работе с детьми.
Поставленную цель я реализую через решение следующих задач:
1. Создание условий для развития творческих способностей посредством театральной деятельности.
2. Формирование интереса у детей к различным видам театральной деятельности.
3. Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя).
4. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
Поставленные задачи я решаю в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой, взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.
Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании и других продуктивных видах деятельности, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач мною создана нетрадиционная предметно-развивающая среда в группе.
В уголке театра в группе я оформила «Мир театра», включающий в себя:
• ТСО (магнитофон, телевизор, ДВД проигрыватель, аудиозаписи классические, детские произведения).
• Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
• Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров : би-ба-бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр).
• Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).
Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.
Решение поставленных задач невозможно без детской активности, поэтому, организуя работу, в приоритет ставлю практические методы, среди которых особо выделяю игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и развитию внимания, сообразительности, памяти, речи старших дошкольников. При работе с детьми я учитываю индивидуальные особенности детей дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников).
Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. При организации деятельности дошкольников в группе, наиболее эффективно себя показало использование всего комплекса методов и приемов (наглядные, словесные, практические).
Ежедневной традицией является чтение художественной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими, которые могут стать основой для последующих драматизаций.
Во время занятий я часто использую театрализованную игру как прием и форму обучения детей : ввожу персонажи в занятия, что помогает детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал, который дети могут воспроизвести в последствии в самостоятельной игре и в художественно-эстетической деятельности.
Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей, применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.