Оксана Белинская
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ниточного дизайна
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам технологии ниточного дизайна.
Воспитатель: Белинская Оксана Германовна.
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание психологи и педагоги. Психологи доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребенку с рождения, не менее важным является вывод психолого – педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с детства, сохраняя и развивая их индивидуальность, побуждая ребенка к творческой активности, поисковой деятельностию.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ниточного дизайна» размещена в разделах
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
В процессе художественного творчества дошкольники испытывают целую гамму чувств: радуются созданному красивому изображению, огорчаются, если что – то не получается, стремятся преодолеть трудности или пасуют перед ними. В процессе творчества дети учатся видеть коасоту материала, с которым работают, выполняя свою ракботу аккуратно, чтобы она приносила радость себе и окружающим. Поэтому задача педагогов и родителей – создать условия, побуждающие детей к занятиям искусством, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности, и чем раньше детские пальчики станут ловкими, тем быстрее ребенок познает радость творчекского труда
Изонить – это техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника привлекает своей простотой исполнения и, в то же время оригинальностью. Основное назначение техники «изонити» - развитие творческой личности ребенка, где в основе лежит практическая деятельность, развивающая глаза и пальцы, координацию движения и речь, формирует и направляет эмоции, возбуждает фантазию, расширяет кругозор. Данная программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторские навыки, художественно – эстетический вкус, логическое мышление. Автор данной технологии Н. Н. Гусарова.
Этой технике нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога – воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Программа разработана по запросам родителей (законных представителей) и с учетом интересов детей на занятиях по художественно – эстетической направленности. В качестве актуальности предлагаемой программы можно отметить использование в работе с детьми интересных, современных технологий для развития творческой личности ребенка в частности применение оригинальной техники ниточного дизайна - вышивки на картоне (Изонить).
Развивать творчество детей можно разными путями, в том числе, различными материалами.
Мною была разработана программа «Волшебная ниточка» для детей старшей группы.
Новизна:
Новизной программы является создание художественного образа путем вышивания (пересечения) цветными нитями на картоне.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия изонитью помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.
Цель программы:
Побудить детей к творчеству, выявить их способности к плоскостному моделированию.
В процессе работы по «изонити» были поставлены и решались следующие задачи:
- познакомить детей с новым видом художественной деятельности; обучать детей технике работы в тенике «Изонити»;
- знакомить детей с основными понятиями и закрепить их в технике вышивания; научить детей владеть инструментами;
- развивать у детей внимание, память, абстрактное мышление; мускулатуру кисти рук, глазомер, координацию движений рук под контролем глаз:
- развивать художественно – эстетический вкус, творческие способности, воспитывать интерес к искусству «Изонити»;
- формирование и совершенствование трудовых навыков детей;
- совершенствование объяснительной и доказательной речи воспитанников.
Занятия по технике изонить проводились четыре раз в месяц, длительность занятимй 25 минут. При составлении занятий учитывала возрастные особенности, подготовленность детй, доступность материала. В ходе занятия дети не только вышивали, но и дорисовывали недостающие детали.
Свою работу по ознакомлению детей с техникой «изонить» я начала с того, что познакомила детей с углами. Потому как научиться изображать углы в технике «изонить» легче, чем окружности. Поэтому занятия начинаю с изображения углов. Сначала учила изображать один угол, потом композицию из двух и трех отдельных углов. Постепенно навык выполнения углов становится устойчивым, заданию усложняются. Дети знакомятся с двумя смежными углами, тремя и четырьмя, имеющими одну общую вершину, осваивают выполнение этих углов в технике «изонить». При этом расстояние между отверстиями на сторонах угла уменьшается до 0,5 см. Дети должны хорошо освоить на этом этапе знакомства с техникой «изонить», что количество отверстий на обеих сторонах должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался счет.
Структура занятия включает в себя три части: вводная, практическая, заключительная. Вводная часть – каждое занятие начиналось с организационного момента. Именно здесь я создавала эмоциональное настроение у детей, и объясняла им новый материал. Использовала художественное слово, загадки, игровые упражнения. Прежде чем начать работу с стрыми и опасными инструментами, мы вместе с детьми проговаривали правила работы и технику безопасности.
В практической части занятия дети выполняют задание, а при необходимости помогала советом, проводила индивидуальную работу. Очень важна заключительная часть занятия, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа.
Просмотр и анализ детских работ в конце занятие - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во – первых, детям это нравится, а во – вторых позволяет ребенку осмысливать результат своей деятельности, заставляет и учит полнее осмысливать результат своей деятельности как его поделка выглядитсреди работ других детей и как оценивается.
Развивая интерес детей к «изонити» я старалась представить как можно больше самостоятельности, помогала в выполнении поставленных задач.
В своей работе я опиралась на следующие принципы: от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным:
- принцип наглядности - заключается в том, что у детей больше развита наглядно – образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие.
- принцип индивидуализации – обеспечивал развитие каждого ребенка.
Когда работа была закончена, я просила детей рассказать, что они хотели изобразить, какие трудности они испытывали. Им очень хотелось получить одобрение в том, что их работа понравилась.
Важным средством поощрения являются выставки детских работ, где дети рассказывали родителям, что они делали, что им больше понравилось какие трудности они испытывали. Во время выставки дети лучше видят свою работу и лучше понимают работы других детей. Такие выставки радуют детей и родителей.
Исходя из выше изложенного, в процессе работы по теме «изонити, я заметила, что использование техники «изонити» благоприятно повлияло на развитие детей : ребята стали более внимательными, сосредоточенными; овладели основными законами композиции изделий; научились пользоваться разными инструментами. Движения кисти и пальцев стали более точными, скоординированными. Во время работы обогатились сенсорые впечатления, образное и пространственное мышление, зрительно – двигательная координация, воображение, творческие способности. Речь детей стала намного богаче, обогатился словарный запас новыми словами.
Таким образом, занятия в технике «изонить» имеют большой обучающий и развивающий эффект для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Изготовление работ в данной технике – очень кропотливая работа, которая требует усидчивости, внимательности, аккуратности, старания и терпения, а значит, способствует развитию этих качеств.
Список литературы:
1. Белашова А. В. Юрченко Н. В. Веселая паутинка. Пособие для детей. Просвещение ; 2010г. ;
2. Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб. : «Детство Пресс», 2000г. ;
3. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. М. : Легпромбытиздат, 1993г. ;
4. Волшебные ниточки : Пособие для занятий с детьми/Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М. : АРКТИ, 2007г.