Любовь Алакина
«Раз, два, три, четыре, пять, будем строить и играть». Открытое занятие по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с окружающими предметами их свойствами;
- формировать умение классифицировать, обогащать представления о разных материалах, из которых изготовлены предметы (дерево, пластмасса, железо).
Развивающие:
- развивать умение детей устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;
- развивать речь, мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать дружелюбие, желание прийти на помощь герою (друг другу) в трудную минуту.
Активизация словаря: деревянный, железный, пластмассовый.
Предварительная работа:
Темочки:
- рассматривание картин с изображениями разных домов, иллюстраций к русским народным сказкам, на которых изображены различные деревянные дома;
- дидактические игры «Узнай на ощупь». «Найди такой же».
Оборудование и материалы: игрушечный медвежонок, мелкие игрушки (медвежата) на каждого ребенка; «чудесный мешочек» с деревянными, пластмассовыми и железными предметами; два прозрачных контейнера с водой, набор крупного строителя для показа, и набор мелкого строителя на каждого ребенка (перечислить кубики – шт., кирпичики – шт., призма – 1 шт.).
Ход занятия.
- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А сейчас крепко за руки беритесь и друг другу улыбнитесь. Вот мы и поделились друг с другом и с нашими гостями своим хорошим настроением.
- Ребята, я слышу чей то тихий голос.
Воспитатель вносит в группу медвежонка, гладит его и обращается к детям:
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел!
- Послушайте его печальную историю.
Все медведи спят в берлоге
У меня же дома нет.
Сирота я одинокий!»
И как начал он реветь!
«Лапки мерзнут, ушки тоже!»
Бедный маленький медведь!
Тише, тише, не реви!
К нам ты в садик заходи.
Наши добрые ребятки
Не дадут пропасть тебе.
Ты спокойно посиди
Да на деток погляди.
- Ребята, поможем медвежонку? (Да)
- Давайте построим ему дом.
- А какой дом можно построить медвежонку? (предложения детей.)
- Надо построить такой лом, чтобы он долго стоял и не ломался. Материал для домика нам нужно выбрать прочный и легкий.
- Давайте выберем материал мишке для домика необычным способом.
(дети садятся на стулья, которые располагаются полукругом около стола, на столе – контейнер с водой).
Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Эксперимент № 1
На столе стоит контейнер с водой.
- Каждый из вас возьмет из мешочка предмет, назовет его.
- Аня, что это?
- Из какого материала сделан этот предмет? (из пластмассы, значит он какой? (пластмассовый)
- Положи его в воду. (Ребенок выполняет.)
- Посмотри, он утонул или плавает?
Аня. Плавает.
- Значит, какой он — тяжелый или легкий?
Аня. Легкий.
- Теперь возьми ты, Саша, предмет из мешочка. (Ребенок выполняет.) Из какого материала он сделан? (из железа)
- Значит он какой (железный).
- Положи его в воду. (Ребенок выполняет.)
Он утонул или плавает?
Саша. Утонул.
- Значит, он какой — тяжелый или легкий?
Саша. Тяжелый.
- Вероника, возьми ты предмет. (Ребенок выполняет) Какой он?
Вероника. Деревянный,
- Положи его в воду. (Ребенок выполняет.)
- Посмотри, он утонул или плавает?
Вероника. Плавает
- У нас плавает деревянный предмет и пластмассовый. Который из них легче?
Воспитатель вместе с детьми рассматривает, какой предмет погрузился глубже в воду.
Делают вывод: деревянный предмет тяжелее, пластмассовый-легче.
- Из какого материала мы будем строить дом для медвежонка?
- Пластмассовые дома не строят железные тоже, значит, будем строить дом деревянный. Этот материал для дома легкий и прочный.
- Нам предстоит тяжелая работа, давайте немного отдохнем, а потом приступим к строительству домиков для Медвежонка и его друзей.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Будем строить и играть
(Дети выполняют прыжки на месте)
Дом большой высокий строим
(встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем
(показать руками окно, крышу – сомкнуты руки над головой)
Вот какой красивый дом
(указательным жестом вытягивают руки вперед)
Уютно Мишке будет в нем!
- Ребята, занимайте свои места за столами, там вас ждет сюрприз.
Дети подходят к столам и видят маленьких медвежат.
- Ребята, сейчас мы будем строить дома. Я – для большого Мишки, а вы для своих маленьких медвежат.
Воспитатель показывает и объясняет (берем кирпичик и т. д….)
(дети одновременно с педагогом выполняют постройку)
- Домик мы сложили, а крыши нет. Надо сделать крышу. Зачем нужна крыша? (Ответы детей.) Крыша нужна для того, чтобы в дом не попадал дождь, снег, чтобы в нем было тепло и сухо.
- Посмотрите на картинки крыши бывают плоские и треугольные. Какую же крышу нам сделать для домика плоскую или треугольную?
Эксперимент № 2
Для наглядности крыша в нескольких местах протыкается иголкой (не на глазах у детей).
- Давайте посмотрим, что будет, если домик медвежонка ‘будет с плоской крышей, без наклона.
- Представьте себе, что пошел дождь.
Воспитатель берет лейку и льет воду на крышу домика.
Дети наблюдают, как вода задерживается на крыше и протекает в домик. Дети делают вывод, что для домика такая крыша не подходит.
- Давайте сделаем треугольную крышу, и посмотрим, как она будет себя вести в дождик.
Дети наблюдают и делают вывод; что вода с крыши стекает ручейками, в домик не попадает.
- Выбираем крышу треугольную — она надежная!
Вот наши домики готовы. Теперь у мишки и у медвежат есть свои домики.
Дома: деревянные с прочной треугольной крышей.
- Смотрите ка, Медвежонок заснул! Он хитрый, наверное хочет с нами поиграть.
Проводится игра «Мишка, мишка, что так долго спишь»
Дети подходят к мишке и произносят слова
- Мишка, мишка, что так долго спишь
Мишка, мишка, что ты так храпишь
Мишка, мишка, мишенька вставай
Мишка, мишка, с нами поиграй!
(дети бегут на стульчики, Мишка их догоняет)
Мишка остается с ребятами в группе, организуются игры детей.