Елена Бойко
План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
][/b]Цель: Развивать у детей творческие способности, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Повышать уровень профессионального мастерства и компетентности.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи:
- Познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;
- Формировать умение у детей использовать на выбор сочетаний различных материалов в рисунке;
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
-Способствовать развитию интереса к нетрадиционной технике рисования.
-Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.
-Освоить разные способы и приемы работы.
Актуальность выбранной темы:
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем.
В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя.
Это особенно важно для детей, которые не могут выговориться потому, что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать.
Т. С. Комарова разработала оригинальную систему обучения детей дошкольного возраста графическим навыкам и умениям, показала необходимость овладения детьми обобщёнными способами действия, позволяющими создавать изображения широкого круга предметов. Вместе с Н. П. Сакулиной Т. С. Комарова впервые подняла вопрос о систематизации обучения детей всем видам изобразительной деятельности, в том числе рисованию. Экспериментальным путём она разработала занятия по всем видам изобразительной деятельности для всех возрастных групп детского сада, начиная со второй младшей.
По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет.
Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования - достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого. В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка)- в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат-неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса. Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т. е, движение под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестетических) ощущений.
Лыкова И. А. дает следующие рекомендации по использованию нетрадиционных техник. Работу с использованием нетрадиционных технологий следует начинать с младшей группы по принципу "от простого к сложному". Основные технологии, используемые в младшем дошкольном возрасте: рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями.
Возможности детей младшего и среднего дошкольного возраста не совершенны, желания детей очень часто не соответствуют реальным возможностям. "Хочу" очень часто больше чем "могу". И понимание ребенком не совершенности своих работ может привести даже к отказу от изобразительной деятельности. От ребенка, понявшего что у него не получается задуманное очень часто можно услышать " У меня не получается", "Я не умею, не буду рисовать", "У меня ничего не получится". Именно в этом возрасте важно научить ребенка разнообразным техникам изобразительной деятельности. Они помогают ребенку создавать задуманное, Что-то новое, оригинальное, необычное, даже если технические навыки ребенка несовершенны.
Существует много техник нетрадиционного рисования,их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Дети пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек,крышечек) и природного материала (листьев деревьев) .
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно.
В своей работе использую несколько нетрадиционных техник рисования:
-Пальцевая живопись;
-Кляксография;
-Монотипия;
-Ниткография;
-Восковая графика;
-Рисование ладошкой;
-Рисование мятой бумагой;
- Печать по трафарету;
-Оттиск печатками из пробки или ластика (паролона);
-Тычок жесткой полусухой кистью, рисование на воде в технике «Эбру».
Эти техники привлекают новизной, доступностью. Работы в этих техниках получаются яркими и интересными.
Так же по нетрадиционной технике рисования привлекаю родителей. Приглашаю к участию в непосредственно образовательной и совместной деятельности, провожу индивидуальные консультации, беседы, показ мастер-класса и рекомендации.
Формы проведения:
-подгрупповая и индивидуальная деятельность;
-дидактические игры;
-выставки рисунков и поделок;
-беседа;
-художественное экспериментирование;
-рассматривание иллюстраций;
-решение проблемных ситуаций.
-словесные (беседа, рассказ);
- наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
-практические;
-игровые.
Приемы проведения:
-игра, которая является основным видом деятельности детей;
-сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
-просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
-музыкальное сопровождение;
-создание игровой ситуации;
-показ воспитателя;
-сравнение двух техник;
-проговаривание последовательности работы.
Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе был оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, различная бумага и трафареты для рисования, раскраски. Моя работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать.
Принципы работы с детьми:
-доступность отбираемого материала;
-постепенное усложнение программного содержания (от простого к сложному, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
-индивидуальный подход к детям.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
-о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
-о свойствах и качествах различных материалов;
-о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
-анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
-использовать различные техники и способы создания рисунков;
-аккуратно и экономно использовать материалы.
Был разработан перспективный план по самообразованию (сентябрь 2018-май 2019 гг. ,так же подготовила консультации для родителей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»; «Значение рисования нетрадиционными способами»; «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»; «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» ; «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях».