Веретенникова Любовь Ивановна
Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр, направленных на развитие алгоритм
▼ Скачать + Заказать документы
«Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой
Современное общество отличается динамичностью и внедрением во все сферы жизнедеятельности информационных и компьютерных технологий, требующих от человека специальных знаний и умений.
В связи с этим, техническое детское творчество, являясь одной из форм самостоятельной деятельности дошкольников, является важнейшим средством формирования у них основ инженерного мышления, способствует развитию интереса к научно-технической деятельности, стимулирует изобретательские способности детей.
Публикация «Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр, направленных на развитие алгоритм» размещена в разделах
Развитие технического творчества является важнейшей проблемой нынешней педагогики, а алгоритмика и программирование как мы знаем, являются неотъемлемым частью технического творчества. Ребенок, поэтапно знакомится с техническим творчеством : от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к программированию.
Были определены этапы формирования алгоритмических умений, согласно которым и была построена последующая работа. [12].
Возрастная категория Виды алгоритмов
1 этап
Дети дошкольного возраста 4-5 лет Формирование умений выполнять линейные алгоритмы, понимание значимости выполнения строгой последовательности операций по предложенному образцу в образовательной и в повседневной деятельности (сравнение по величине, полив растений, кормление животных и т. д.)
2 этап
Дети дошкольного возраста 5-6 лет Формирование умений исполнять алгоритмы с разветвлением и содержащие цикл, составлять алгоритмы самостоятельно в процессе решения образовательных и практических задач
3 этап
Дети дошкольного возраста 6-7 лет Закрепление алгоритмических умений, которые приобрели дошкольники в процессе различных видов деятельности, обеспечение осознанного выполнения ими любого алгоритма, постепенное увеличение доли самостоятельности в его выполнении и составлении, развитие у детей алгоритмических умений, применение алгоритмической деятельности в различных образовательных областях, формирование умения осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию.
На первом этапе основной задачей является подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходимо выполнить действие в соответствии с условием (правило, которое отражает последовательность действия). Состоит алгоритм не более чем из трех действий (шагов).
Знакомство с конструктором Лего подходит для решения этой задачи на начальном этапе развития технического творчества посредством использования игр, направленных на развитие алгоритмики и программирования. [6].
Были реализованы долгосрочные проекты по Лего конструированию. Это проекты «Город будущего», «Роботы помощники». В рамках реализации данных проектов были проведены занятия с детьми по LEGO – конструированию и моделирование построек с использованием LEGO конструкторов, организован и проведен турнир по LEGO конструированию среди воспитанников МДОУ и учеников начальной школы, созданы «Методические копилки разработок НОД и мероприятий с использованием LEGO конструктора» и лэпбук по LEGO –конструированию и др.
Множество мероприятий в рамках данных проектов были направлены на совместную работу с родителями. Например, проводились родительские собрание «Роль LEGO конструктора в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей», «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста», «С ЛЕГО легче все уметь, с ЛЕГО легче поумнеть», мастер-классы для родителей «Играем с LEGO - конструкторами вместе с детьми», «Развиваться вместе с Лего веселей», «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования». Также родители вместе с детьми приняли участи в разработках мини проектов по LEGO конструированию «Самоделкин» и подготовили презентации «Робот машина «Убиралкин», «Создание Робота- птицы будильника, на основе конструктора LEGO», «Создание «Авторобота» на основе конструктора LEGO». Были оформлены выставки по Легоконструированию совместно с педагогами, родителями и воспитанниками.
В младшей группе основной задачей является подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходимо выполнить действие в соответствии с условием (правило, которое отражает последовательность действия). [10]. Состоит алгоритм не более чем из трех действий (шагов).
Например, игра «Собери бусы», где детям предлагается выложить бусы из кругов двух цветов. Ребенок должен собрать бусы по заданной закономерности, например, красный круг, синий круг и т. д. Он должен выполнить 2-3 шага.
В средней группе -количество действий (шагов) увеличивается до пяти. Используются специальные игры и упражнения на использование алгоритмов.
Например, игра «Настольный алгоритм». Целью игры является знакомство детей с построением первых алгоритмов движения. Это поле, в каждой ячейке которого изображен предмет, геометрическая фигура, буква или цифра. Ребенку предлагается карточка с заданием, где в 1-м квадрате показано, с какой картинки начать движение и в каком направлении двигаться. В последнем квадрате стоит знак вопроса, пройдя весь путь по маршруту ребенок приходит к определенной картинки и называет ее. Второй вариант игры: ребенку предлагается карточка с заданием пройти путь от одной картинки к другой. Ребенок должен не только пройти путь, но и описать свой маршрут. Также в эту игру можно играть вдвоем. Один ребенок выстраивает маршрут движения, а другой ребенок его проходит. В этой игре ребенок осваивает роль помощника. [7].
В старшем дошкольном возрасте необходимы упражнения на освоение алгоритмов, направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий и полученным результатом. Используются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале. В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов). В старшей группе вводятся игры повышенной сложности, например «Раскодируй предмет».
Целью игры является формирование умения читать инструкцию, развивать психические процессы. Игра представляет собой игровое поле, на котором сверху вниз расположены цифры, слева направо буквы и зашифрованный код, где указано в какой клетке какая геометрическая фигура или деталь конструктора находится. В данной игре можно использовать любой вид конструктора, набор геометрических фигур. В итоге, если ребенок всё выкладывает правильно, у него получается рисунок из геометрических фигур.
Таким образом, используя эти игры, можно было заметить, что дети легко и успешно решают проблемы и задачи не только на занятиях, но и в повседневной жизни, они планируют свою деятельность для достижения определенного результата.
У детей формируются следующие алгоритмические умения :
-Ставлю цель и формирую образ результата.
-Планирую действия.
-Умею исполнить и составить алгоритм.
-Умею работать по образцу и правилу.
-Могу рассказать о своем способе решения.
-Решаю задачу творчески.
-Владею логическими операциями.
-Вижу ошибки и могу их исправить.
Были использованы в работе следующие формы организации занятий:
1. Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я. В основе лежит подражательная деятельность.
2. Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.
4. Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.
5. Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.
Большое значение в развитие технического творчества детей дошкольного возраста имела работа воспитанников с интерактивным наборам «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования. С этим робототехническим конструктором дети стали учится всем азам программирования:
логике,
последовательности действий,
критическому и аналитическому мышлению,
пространственным понятиям и расчёту расстояния.
Но самое главное, что всё это происходит в игровой форме, вызывая неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию. Увлекаясь, дети активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости. [3].
Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его можно с четырех-пятилетнего возраста, то есть со средней группы детского сада. Этот набор используется в качестве подготовки ребенка к изучению алгоритмики и программирования. Педагог начинает занятия с набором со знакомства с «мышкой», рассматривают ее яркие кнопки, пробуют звуковые и визуальные эффекты. Далее целесообразно перейти к изучению игрового поля, а также карточек, позволяющих выкладывать алгоритмы. На каждой карточке изображено направление или шаг, который используется для программирования робота. На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают алгоритмы и программируют робота. Техническое творчество в детском саду интересно тем, что, строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС). Также интерактивный набор «Робомышь» используется нашими педагогами с детьми во время совместной деятельности, а позднее — предлагается и для самостоятельной игровой деятельности. В практику также вошла организация между разными группами воспитанников соревнований, предполагающих решение познавательных задач с использованием наборов «Робомышь».
Для развития технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр направленных на развитие алгоритмики и программирования, в группах были созданы центры «Конструирования». Целью создания этих центров было обеспечение условий для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых. Центры «Конструирования» размещены в групповых комнатах. Они оснащены напольным конструктором. Мелкий деревянный конструктор, имеющий основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины). Конструктор «Лего» (крупный, средний, мелкий). Атрибуты для строительной игры своими руками: деревья, фонтаны, клумбы, качели, карусели, грядки, дорожные знаки, реки, дороги. Мелкие игрушки (транспорт, фигурки животных, людей и т. п.). Также есть интерактивный конструктор «Робомышь».
Для эффективной работы этих центров была создана и внедрена система методической работы. Разработаны игры по развитию алгоритмики (Игры с использованием «STEM - Набора «Робомышь») (Приложение №1). Создана картотека алгоритмов (Приложение №2). Оформлен альбом «Игры на формирование представлений о схеме собственного тела» (Приложение №3). Собрана подборка игр и упражнений для формирования навыков пространственной ориентировки у дошкольников (Приложение №4). Разработана картотека «Сказочные лабиринты для развития пространственного мышления» (Приложение №5).