Ольга Резинкина
Развитие связной речи у слабослышащих школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Общение является важнейшим фактором развития ребенка. Но есть особенности построения взаимоотношений с окружающими у детей с нарушением слуха.
Несформированность языковых средств общения слабослышащего школьника затрудняет его контакты с окружающим миром, нарушает процесс межличностного взаимодействия в коллективе. Обучение разговорной связной речи у учащихся с нарушением слуха осуществляется на всех уроках по всем учебным предметам. В соотвествии с ведущими принципами обучения языку в школе для детей с нарушением слуха школьной программой определены содержание и последовательность обучения разговорной связной речи.
Публикация «Развитие связной речи у слабослышащих школьников» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Связная речь – является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
В самостоятельных высказываниях у слабослышащих учащихся есть затруднения в дифференцировании употреблений различных частей речи. В первоначальном периоде речевого развития у слабослышащих учащихся отмечается пользование более конкретными частями речи, если слова, обозначающие конкретные предметы, легко представить в наглядной ситуации. Еще большую трудность представляет для слабослышащих детей овладение такими значениями как наречие, местоимения, предлоги. Предметная отнесенность этих грамматических категорий слишком малоочевидна, их можно усвоить лишь при условии понимания обобщенного значения. Бедность речи слабослышащих проявляется как в лексическом так и синтаксическом средствами выражения того или иного значения.
Развитие речи в начальных классах ведется по трем направлениям над словом (лексический уровень, над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и над связной речью (уровень текста). Три названных направления развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительных отношениях между собой. Так, усвоение словаря дает материал для конструирования предложений, а результаты того и другого направления используются при составлении связных рассказов.
Основная задача развития связной (монологической) речи – научить детей излагать свои мысли, чувства и желания в нескольких предложениях, а также строить развернутый монолог о своих переживаниях и впечатлениях, о просмотренном фильме, проделанной работе – обо всем, что происходит в их жизни, то есть научить создавать текст, высказывание.
Монологическая речь развивается в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование (события в движении и во времени, рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Работа с картинкой - один из самых распространенных видов работ в первый период обучения языку. Картинка играет важную роль в развитии речи учащихся и при овладении грамматикой родного языка. Красочная, интересная по содержанию картинка оказывает на детей глубокое эмоциональное воздействие, обогащает их мысли и чувства, побуждает к высказыванию. В младших классах по картине составляются рассказы как описательного, так и повествовательного характера. В работе с картинкой взрослому важно выяснить, что самостоятельно видит каждый ребёнок на предметной картинке и как он осмысливает изображенную ситуацию. Распространенной является такая организация работы. Взрослый сам указывает на персонажей и называет производимые ими действия («Мишка ест мёд; собака бежит; девочка ловит бабочку»). Указывая на каждое действующее лицо картинки, взрослый задает вопросы: Кто это? Что делает? Что у …. в руке? И т. п. иногда эти вопросы взрослые задают и без указаний на картинку.
Роль взрослого не в передаче детям готовых мыслей, слов и грамматических конструкций, а в создании обстановки поиска, творчества и осуществления детьми маленьких открытий. В результате большого опыта «чтения» ситуаций, восприятия и по их изображениям дети приобретают словарь, который они хорошо понимают в разных комбинациях и грамматических конструкциях.
Уже в 1 классе ученики составляют устный рассказ – повествование по одной картинке из 8 – 10 предложений и с помощью учителя дают ему название. С каждым годом степень самостоятельности учащихся в работе по картинкам возрастает, усложняется содержание рассматриваемых картинок, значительно увеличивается объем рассказов.
Рассказывание по серии сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказа в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Все это создает необходимые условия для обучения детей составлять рассказ по картине со сложным сюжетом. На первом этапе детям предлагается рассмотреть картину, высказаться по ее содержанию, а затем ответить на вопросы, направленные на детальный анализ того, что изображено, а также на понимание причинных зависимостей. Содержание работы на втором этапе направлено на составление описательного или повествовательного рассказа, соответствующего изображению на картинке. Планом рассказа служат вопросы, которые ребенок воспринимает по табличкам, и ответы на них - последовательное составление текста из набора предложенных табличек.
Формированию умения видеть начало и конец действий способствует раскладывание картинок, представляющих собой сюжетную цепь (девочка спит - встает - делает зарядку - умывается - завтракает). Упражнения на называние последующих действий помогают усвоить логическую последовательность действий объектов рассказа. Перед детьми ставятся вопросы, помогающие им последовательно описывать каждую картинку с опорой на таблички, затем подбор табличек, соотнесение картинок с их описанием и наоборот; продолжение описания, начатого взрослым с последующим самостоятельным пересказом составленного рассказа (устно-дактильно, устно, и его восприятие (устно-дактильно, слухо-зрительно, зрительно, на слух). Важно постепенно знакомить детей с разнообразными схемами повествования: сначала научить детей строить высказывания, состоящие из нескольких предложений, а затем с последующим увеличением.
Используются различные приемы работы, помогающие ребенку в дальнейшем пересказать составленный рассказ: чтение текста (аналитическое и устно-дактильное, драматизация (если возможно, зарисовки (или подбор отдельных иллюстраций, составление рассказа из деформированного текста, дополнение предложений, последовательное самостоятельное устно-дактильное, устное воспроизведение рассказа по вопросам, а затем - без опоры на вопросы. Такая система работы помогает ребенку выстраивать сюжетную линию, устанавливать связи между смысловыми частями, что способствует пониманию детьми структурной организации текста и влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления.
В 4 классе ученикам предлагаются серии картинок различного содержания. Степень самостоятельности учащихся при этой работе может быть различной. Если это завершающая работа по теме, то ученики могут составить рассказ по серии картинок самостоятельно, т. к. достаточно подготовлены к этому выполнением всех предыдущих заданий. При обучающей работе по серии картинок сначала рассматриваются картинки, организуется словарная работа, последовательно по каждой из них, затем составляется план и в соответствии с ним устный рассказ.
Важной предпосылкой повышения эффективности и результативности обучения детей является длительная и регулярная активизация всех усвоенных речевых конструкций в различной речевой практике.