Христина Халыева
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством олонхо
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством олонхо
Учитель-логопед Халыева Х. Г., МБДОУ ЦРР «Сулусчаан»
Аннотация: Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается у детей с различными формами дизонтогенеза. Использование на занятиях средств героического эпоса народа саха олонхо, разработка игр и методических материалов способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.
Публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством олонхо» размещена в разделах
- Олонхо. Фольклор Якутии
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: недоразвитие речи, связная речь, воспитание, олонхо.
Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Обращение к культурным ценностям, в частности, к эпосу олонхо, является одним из путей решения совершенствования традиционных приемов и методов обучения и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Героический эпос олонхо, являющийся шедевром устного нематериального наследия человечества, имеет общечеловеческое значение, таит в себе истоки огромного воспитательного и образовательного педагогического потенциала, а язык олонхо - непревзойденный образец словесного искусства, обладающий системностью и внутренней структурированностью.
Ребенок дошкольного возраста овладевает, прежде всего, разговорной речью, касающейся непосредственно виденного, поэтому его речь ситуативная. Но уже на протяжении дошкольного возраста наряду с этой формой связной речи возникает и развивается другая форма, названная контекстной речью. Ее содержание раскрывается в самом контексте речи, благодаря чему становится понятным для слушателя. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Формирование связной монологической речи у дошкольников, считает В. П. Глухов, относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).
Использование эпоса в образовательных целях позволяет детям дошкольного возраста усваивать с детства дух своего народа, тип его поведения в окружающей среде.
Произведения устного народного творчества, утверждающие непреходящие общечеловеческие ценности, являются выразителем духовного опыта любого народа. У народа саха неисчерпаемой кладезью духовной культуры является эпос олонхо. Ни один жанр якутского фольклора не обладает такой сильной поэтической энергетикой, глубиной социальной характеристики, как олонхо. Феномен кроется в энциклопедичности отражения духовной жизни и культуры народа, во всечеловечности его философии, в традиционности его исключительного богатого языка.
Как отметил профессор А. М. Лобок, «олонхо — это культурная память, которая создаёт смысловое, мировоззренческое поле для процесса живой мыследеятельности современных якутов, выступает живым источником философских размышлений о мире и месте человека в нём». Обзор литературы по эпосу олонхо позволяет делать вывод о том, что олонхо таит в себе истоки огромного воспитательного и образовательного потенциала. Являясь сокровищницей устного народного творчества, он способствует всестороннему развитию ребенка.
Во-первых, в содержании олонхо сопряжены такие ценности, как жизнь, человек, патриотизм, семья, добродетель, воля, страдание и его преодоление, труд, природа, вера в ее силы, человечество, солидарность, художественное слово, вещи. Ценность жизни определяется противоборством двух начал: силы светлой и тёмной. При этом светлая сила, как олицетворение жизнеутверждающих идеалов олонхо всегда одерживает победу над темной — над злыми духами. В этой жизни личность человека-айыы раскрывается как основная ценность. Люди-айыы обладают такими качествами, как воля, целеустремлённость, смелость, самообладание, скромность, мудрость, сострадание.
Во-вторых, в олонхо заложено много сюжетов фантастического характера. Это помогает развивать абстрактное воображение, логическое мышление, любознательность ребенка, будит его мысль, поощряет смекалку.
В-третьих, эпос олонхо особенно ценен образным, метафорическим языком. Немаловажную роль играет особая ритмика стиха. Мастера художественного слова уделяют большое внимание музыкально-ритмическому строю, благозвучию и мелодичности. Звуковая организация языка олонхо построена на общих принципах народного стихосложения - на законе сингармонизма.
Главная идея олонхо — это спасение человечества от зла. Путь к нему — это тяжелейший путь через борьбу и лишения, через одухотворение мысли и сознания.
Олонхо воспитывает гуманность, способствует подняться на более высокий уровень духовности (айылгы, нравственности, укрепляет дух и душу (кут-сюр). Развивает ум, интеллект (й-санаа, мораль (майгы-сигили, традиционные религиозные обряды (сиэр-туом, учит самоуважению. Призывает к бережному отношению к природе, помогает осознать первичность духовно-нравственных начал в развитии цивилизации.
Особое внимание уделяется подбору текста олонхо. При этом учитывали следующие требования:
- должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;
- быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;
- иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью;
- должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь;
- доступными по объему;
- быть близкими к жизненному опыту ребенка.
Также необходимо, чтобы тексты для пересказа соответствовали принципу развития сюжета от простого к сложному.
Немаловажное значение для понимания и восприятия текста олонхо имеет использование на занятиях иллюстраций. Необходимо, чтобы выбранная картина отвечала таким требованиям:
- должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка, вызывающей желание ее хорошо рассмотреть;
- сюжет картины должен быть понятен ребенку;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
На основе эпоса олонхо были разработаны дидактические пособия, направленные на развитие словаря, грамматического строя, связной речи. Так, на занятиях использовали коврограф «Мир Олонхо» - «Олонхо дойдута», который позволял достаточно быстро перемещать в пространстве картинки. Опорные картинки располагались на панно-коврографе в соответствии с эпизодами текста олонхо. Использование этого дидактического материала значительно повысило произвольное внимание, заинтересованность детей в выполнении заданий, стимулировал их речевую активность.
Установлению последовательности событий в сюжете олонхо помогало пособие «Коврик-экран». На полу коврик-экран, в кармашки которого вставляются опорные картинки. К нему прилагаются 6 пар стаканчиков-колпачков, соединенных между собой ленточками. На внешней стороне донышка одного стаканчика каждой пары имеется цифра (от 1 до 6). Детям предлагалось выбирать силуэтные рисунки в соответствии с предложенным сюжетом отрывка олонхо. На рисунок, соответствующий началу рассказа ставили стаканчик с номером один и составляли предложение. Затем ставили стаканчик с цифрой два на тот рисунок, который соответствовал продолжению рассказа, и составляли следующее предложение и т. д. Далее предлагалось составить связный рассказ на основе придуманных предложений.
В ходе обучения рассказыванию по описанию использовали пальчиковые куклы, изготовленные по мотивам олонхо. Предлагалось дать словесное описание куклы-героя, назвать имя. Наибольшим успехом у мальчиков пользовались куклы-богатыри, а у девочек куклы-красавицы. При помощи пальчиковых кукол дети охотно вступали в контакт друг с другом, создавалась комфортная обстановка, что играло немаловажную роль в развитии речи.
На занятиях применялись настольные дидактические игры, например, такие как «Благословенное путешествие» («Алгыстаах айан», «Богатыри – защитники мира», «Земля Олонхо («Олонхо дойдута», «Игра - лото «Национальные виды игр», («Саха терут оонньуута», «Игра- лото «Национальная еда саха» («Саха терут аьа») и др.
Игра «Благословенное путешествие» («Алгыстаах айан») направлена на обучение составления рассказа-описания. Ребенку предлагалось выбрать предметную картинку и не показывая другим детям дать его описание. Затем в качестве усложнения во второй половине дня воспитатель проводил игру с использованием игрового поля. В игре участвуют 2 команды, состоящие не менее 2-х игроков. Члены команды должны угадать по описанию как можно больше слов. По количеству угаданных слов делались шаги в игровом поле. Побеждала та команда, которая первой приходила к финишу.
В игре-лото «Богатыри – защитники мира» игрокам раздавались по одной большой карточке. Ведущий показывает предметные картинки. Ребенок, у которого имеется на карточке изображение данного предмета, дает его описание.
Игра «Земля Олонхо» («Олонхо дойдута») предусматривает 2 варианта.
В первом варианте взрослый раздает детям предметные картинки. Затем предъявляет предметную картинку и спрашивает, у кого находится такое изображение. Участник, у которого имеется данное изображение, должен ответить на вопрос «Что или кто изображен на картинке?».
Во втором варианте предлагается дать описание предмета (изображения). Например: «на карточке изображена красавица Туйаарыма Куо с девятисаженной косой» («то5ус былас суьуохтаах Туйаарыма Куо», или «сильный, могучий Кун Кундулу богатырь с сивым скакуном» («Куенэ ке5еччер аттаах Кун Кундулу бухатыыр»). Описание срединного мира - Орто дойду («Серединный мир с восходящим солнцем, с крадущейся луной, с исчезающими, испаряющимися водами, с ломающимися редеющими лесами…» - «ойон тахсар куннээх, ойо5олоон киирэр ыйдаах, уолан бутэр уулаах, охтон баранар мастаах орто дойду…»).
Как показал опыт нашей работы, использование на занятиях средств героического эпоса народа саха олонхо, разработка игр и методических материалов способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. У детей формируются представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. При обучении детей значительное место отводится работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т. е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Список использованной литературы:
Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей c системным недоразвитием речи. М. -АСТ- Транзиткнига, 2006, 158с.
Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / Л. С. Выготский. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В. П. Глухов. М. : Аркти, 2004.
Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М. : Изд-во «Наука», 1983. 246 с.
Лобок А. М. Алмазная земля педагогики олонхо. Опыт педагогического эпоса. 1 часть. Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2007.
Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. Якутск: Изд-во «Бичик», 2008. 400 с.