Юлия Котович
Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию за 2018-2019 учебный год. Тема :
«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»
1.Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает свои потребности, свои чувства и переживания. В процессе развития речи он овладевает языком. И я поставила перед собой задачу – помочь детям развивать связную речь.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности. Поэтому свою тему по самообразованию считаю актуальной и значимой во все времена.
2. Цель работы.
Целью моей работы по самообразованию в 2018 – 2019 учебном году было:
способствование созданию педагогических условий для развития связной речи детей, формированию грамматически правильной речи дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
3. Решаемые задачи.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
1. Повысить свой уровень знаний по выбранной теме путём изучения научно-методической литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
2. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми и родителями;
3. Разработать дидактические пособия, планы конспектов, картотеки дидактических игр по выбранной теме;
4. Пополнить предметно-развивающую среду группы и оформить в ней речевой уголок;
5. Привлечь родителей к активному участию в процессе формирования развития речи и культуры речевого общения детей.
4. Изученная литература. Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, что помогло выстроить собственную работу по речевому развитию в процессе использования дидактических игр.
Мною была изучена методическая литература по выбранной теме таких педагогов как Старжинская Н. С., Дубинина Д. Н. («Детская речь», «Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста», Белоус А. Н. («Учите детей познавать мир: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования», Брынзарей Ю. Г. («Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования», Ладутько Л. В. («Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников», Панько Е. А. («Игра в жизни дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования»). Также тщательно изучила Учебную программу дошкольного образования. Разработала, оформила и изучила картотеки дидактических игр, конспекты занятий, консультации для родителей и педагогов. Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на семинарах-практикумах, РМО и педагогических советах. помогло выстроить собственную работу по речевому развитию в процессе использования дидактических игр.
5. Проведённая работа по трём направлениям: дети, педагоги, родители.
Работа с детьми. Для пополнения развивающей среды изготовила следующие дидактические пособия: «Чей хвост», «Найди отличия», «Варим суп», «Изучаем предлоги», «Живое – неживое», «Одним словом», «Кто что ест», «Четвертый лишний», «Поможем кукле Кате», «Антонимы», «Лото. Режим дня» и другие.
Все эти игры я включала как в специально организованную деятельность так и нерегламентированные виды деятельности, где для меня было важно побудить детей к речевому общению. Я предлагала детям совместные игры, при выполнении которых между ними возникали диалоги и монологи, оживлённые разговоры, ситуации сотрудничества. Так, например, в игре «Магазин игрушек» ребёнок-покупатель должен был описать игрушку, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать её.
В феврале с детьми провела развлечение с использованием дидактических игр «Вместе весело играть», где ребята показали достаточный уровень формирования коммуникативно-речевых умений, а именно: умение вести разговор со сверстниками при выполнении совместной деятельности (слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, рассуждать и обсуждать общие темы, согласовывать свои действия). В май провела открытое занятие «Путешествие в страну Здоровья» с использованием дидактических игр.
Таким образом, опыт использования дидактических игр в СОД и других видах деятельности способствовал развитию связной речи дошкольников и воспитанию личностных качеств, необходимых для успешного общения с окружающими.
Работа с педагогами.
Для педагогов разработала консультацию ««Дидактические игры и их значение в жизни ребенка».
В феврале провела семинар-практикум для педагогов на тему «Метод организации дидактических игр», а также подготовила для них памятки по данной теме.
Считаю, что мой опыт вполне доступен и может быть полезен коллегам в реализации задач развития речи и культуры речевого общения путём эффективного использования дидактических игр и разработанных дидактических материалов.
Работа с родителями.
Разработала для родителей консультацию по теме «Роль дидактической игры в семье и в детском саду». В апреле провела мастер-класс «Развивающие дидактические игры своими руками». Также подготовила для родителей памятки «Развитая речь – развитый ребёнок».
6. Практический выход. Авторские дидактические игры: «Личные предметы гигиены» и «Солнечный зайчик»(словесная).
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в семье и в детском саду».
Мастер-класс для родителей «Развивающие дидактические игры своими руками»
Для педагогов семинар-практикум «Метод организации дидактических игр» и консультация «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка». 7. Перспективы. 1. Продолжить работу по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» (согласно возрастной группе).
2. Продолжить работу по разработке новых дидактических игр.
3. Изучить новинки методической литературы.