Шумилина Елена
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое отклонение в ходе развития речи ребёнка отражается на его деятельности, а также на его деятельности в различных её формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, так как
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
письменная речь формируется на основе устной.
• •
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч.) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты.
1. Следует реально оценить состояние здоровья ребёнка. В последние годы
резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
В нашей стране обследование ребёнка специалистами - логопедами проводиться в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед школой. Этому есть своё объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьёт тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами, специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчё ркивали: не надо ждать, когда закончиться процесс развития речи ребёнка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).
3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма, так как развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Развивая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и писать - хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребёнка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребёнка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребёнка читать и писать не является показателем его развития. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п.
4. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребёнка. Если у него проблемы с родным языком или речь находиться в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своём арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности.
Воспитатели должны объяснять родителям, что их участие в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком и прочее - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушиться целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребёнок.
Сложной проблемой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Детский сад (воспитатели, логопеды) владеют серьёзной информационной и методической базой для воспитания и образования дошкольников. Возникает вопрос: что надо сделать, чтобы ею могли воспользоваться и родители?
Самое лучшее - это опросить самих родителей (беседы, анкетирование, что позволит определить наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и родителей. Желательно учесть все высказанные ими пожелания.