Получи документы

Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте»

Ирина Федореева
Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Публикация «Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии „путешествие по карте“» размещена в разделах

Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание картин и др.) не позволяют ребенку в достаточной степени овладеть речевыми навыками. Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.

Самое щадящее, комфортное, педагогически оправданное обучение дошкольников – это обучение в игре. Это касается и речевой деятельности. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д.

На наш взгляд, образовательная технология «Путешествие по карте» Н. А. Коротковой одна из наиболее интересных и доступных форм представления детям целостной картины мира и соответственно речевого развития.

Главной нашей целью стало: создать условия для развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «Путешествие по карте» Н. А. Коротковой.

Задачи:

1. Обучающая: формировать у детей географические представления о малой родине, через знакомство с картой (обозначение лесов, рек, достопримечательностей и т. д.) Познакомить детей с условиями жизни в Прибайкалье, разными видами ландшафта, флоры и фауны.

2. Развивающая : развивать навыки связной речи (составление описательных рассказов с опорой на картинку и без опоры); формировать речь – рассуждение, речь – доказательство, речь – аргументацию; обогащать и активизировать словарь по теме путешествия.

3. Воспитательная: воспитывать в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры); формировать дружеские взаимоотношения.

На первом подготовительном этапе, в качестве постоянного материала в группе была размещена физическая карта Иркутской области, а карту г. Усолье – Сибирское мы нарисовали вместе с детьми, подобрали иллюстрационный материал для путешествий по карте многоразового использования: карточки с изображением природных и культурных ландшафтов города и области, жизненной среды, и типичных занятий населения, карточки с изображением представителей флоры и фауны.

Изучая с детьми по карте улицы нашего города, мы отправились в путешествие по проспекту Космонавтов, выбрали пункт отправления (детский сад) и пункт назначения (проспект Космонавтов). Наметили путь, обсудили, почему у проспекта такое название, предположили какие здания, учреждения, транспорт мы можем встретить на пути следования. Дети классифицировали виды транспорта, двигающегося по проспекту, составили связные рассказы на тему «Как мы гуляли по проспекту Космонавтов». Занятие способствовало развитию у дошкольников навыков связной речи, речи-доказательства, речи-аргументации.

Одним из самых интересных занятий по данной технологии стало занятие «Путешествие к соляному родничку». Вместе с детьми наметили маршрут, от детского сада до курорта «Усолье», определили какими видами транспорта можно добраться до пункта назначения. Решили разделиться на две подгруппы и выяснить на трамвае или на автобусе быстрее добраться до курорта. Вооружившись линейками, циркулями, курвиметром дети рисовали разные виды маршрутов, определяли какой маршрут короче. В ходе занятия, заготовленные воспитателем большие маршрутные листы «оживали» заполняясь линиями пройденного маршрута, а карта, изготовленная вместе с детьми маленькими вырезками - «метками» (транспорт, люди, занятые типичным трудом). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, оставались в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение путешествия в свободном общении. На протяжении занятия дети закрепили и получили новые представления о родном городе, речь обогатилась новыми терминами.

Родители стали активными участниками образовательного процесса по данной технологии с подготовительного этапа, в ходе которого мы вместе обсудили проблему познавательного и речевого развития детей, познакомили их с целями и задачами технологии «Путешествие по карте» Н. А. Коротковой, подготовили памятку о реализации данной технологии.

В ходе основного этапа, в зависимости от темы путешествия, организовывали совместно с родителями выставку коллажей «Мое Усолье»; провели детско-взрослую викторину «Мой край родной»; родителями вместе с детьми были изготовлены ширмы «Чем славится родной город», книги - панорамы «Природа родного края», макеты улиц; были разработаны «Семейные маршруты по г. Усолье-Сибирскому»; проведены экскурсии к памятникам города.

С помощью родителей значительно пополнился иллюстративный материал по технологии. А также совместно родители и дети приняли активное участие в мастер-классе: строительство «Улицы нашего города», используя схемы.

Итогом работы с родителями стало создание накопительной папки «Путешествие по карте» с иллюстрациями, фотографиями, рисунками.

В ходе использования технологии «Путешествие по карте», мы наблюдаем положительные изменения в речевом развитии детей. Так, рассказывая родителям, своим сверстникам про путешествия, у них обогатился словарный запас, высказывания стали более связными, развёрнутыми, речь грамотнее, преодолели молчаливость и застенчивость, стали более уверенные в своих силах. Дети обрели навыки пространственных ориентировок по карте города, что помогло запомнить им домашний адрес.

Работа по технологии «Путешествие по карте» не завершена, реализация перспективного плана продолжается. Но уже сейчас можем констатировать, что технология, предложенная Надеждой Александровной Коротковой, дает положительные результаты в познавательном и речевом развитии детей. Значительно улучшились навыки связной речи – дети составляют рассказы с опорой на иллюстрации и без них, пересказывают литературные произведения, составляют самостоятельные детские сочинения, которые развивают образность и выразительность речи.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности Цель исследования – изучить возможности развития связной речи у детей дошкольного возраста в ходе театрально-игровой деятельности. Актуальность.

Конспект занятия по связной речи посредством LEGO-технологии «Профессии» Конспект занятия в логопедической группе №3 по развитию связной речи на тему: «Профессии» с использованием LEGO-технологий Ход занятия.

Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.

Методический состав комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Педагогический проект «Развитие связной речи посредством интерактивных технологий у детей 5–6 лет» .

Проек «Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности» 1 Этап Целеполагание: Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.

Речевая готовность детей с тяжелыми нарушениями речи к школе Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все.

Тренинг «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр» Треннинг «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр». Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим.

Автор публикации:
Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте»
Опубликовано: 14 апреля 2019 в 14:09
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Федореева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД