Марина Гурьева
Развитие связной речи дошкольников в изодеятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. К сожалению, в настоящее время актуализировалась проблема обучения детей связной речи. Дети испытывают трудности в произношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить речевые высказывания.
Публикация «Развитие связной речи дошкольников в изодеятельности,» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дошкольный возраст - интенсивный период формирования речи. Современные педагоги сталкиваются с проблемой правильного и качественного обучения детей речи. Одним из ключевых моментов является коммуникативный метод. Формируя и совершенствуя навыки связной речи педагог закладывает основы успешных коммуникативных актов. Развитие у детей умения выстраивать развёрнутые высказывания позволит им правильно излагать свои мысли, сделав их понятными для других.
Эффективным средством развития у дошкольников связной речи является изодеятельность. Общение по поводу изобразительной деятельности – это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Процесс обучения связной речи в изодеятельности позволяют сделать занимательным и разнообразным такие техники как рисование пальчиками, ладошками, флоротерапия, кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги, тканей, ваты, нитей и др. бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников.
Изодеятельность требует коммуникативное взаимодействие на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления её результатов. С этой целью детям предлагаются вопросы, заставляющие их рассуждать, подбирать нужные слова и конструкции, выстраивать и давать полный ответ. В этом им помогут стихотворения и картинка-образец. Примерные ответы на вопросы выстроены в зависимости от уровня речевого развития ребёнка. Взрослому рекомендуется ориентироваться на них во время занятия: если ребёнок отвечает односложно, желательно прочитать ему развёрнутый вариант ответа. Отвечать на вопросы можно как в начале занятия, так и в процессе выполнения рисунка. В конечном итоге необходимо прийти к тому, чтобы ребёнок научился сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно составлять связный рассказ по задуманному рисунку
Большую роль в развитии интереса ребёнка к изодеятельности отводится дидактическим, пальчиковым играм, физкультминуткам, музыкальному сопровождению и художественному слову. Выразительное чтение поэтических строк может стать завязкой сценария предстоящей встречи с детьми, стихи развивают воображение, позволяют развить чувственно-эмоциональную сферу юного художника и обогатить его речь словами, обозначающими чувства и настроение человека: восторг, восхищение, изумление, радость. На основе анализа стихотворений организуется иллюстративная работа. Всё это побуждает детей создавать необычные композиции, составлять посредством различных линий рассказы, описывать действия героев, выражать те чувства и мысли, которые возникли в процессе рассматривания своей творческой работы, анализировать качество рассказов друг друга. Совместно с педагогом дети собирают рисунки в книжки, «киноленты»,, записывают связные истории к каждому из рисунков.
Такое отношение взрослых к детскому творчеству вызывает у дошкольников желание рисовать и сочинять ещё лучше, а родители воспитывают ответственность за обсуждение произведений, прочитанных с детьми дома, и отражение детьми впечатлений в продуктивной деятельности: в лепке, рисовании, аппликации.
Список литературы:
1. Грошенкова В. А. Развитие речи и творческих способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности/В. А. Грошенкова, Т. С. Шилова//Логопед. -2011.-№7.-С. 60-71
2. Долгова Л. И. Речь и её развитие в процессе изобразительной деятельности//Проблемы обучения дошкольников. -Ростов-на-Дону,74
3. Копцева Т. А. Слово как источник художественного творчества/Т. А. Копцева//Дошкол. образование: Первое сент. -2012.-№2-С. 39-43
4. Ледовских Н. К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога/Н. К. Ледовских//Дет. сад: теорияи практика. -2013.-№3.-С. 106-112.-Библиогр. :с. 112
5. Микляева Н. В. Методы интеграции развития языковой и художественной способностей как основа инновационного образовательного процесса/Н. В. Микляева//Соврем. дет. сад. -2013.-№3.-С. 38-45
Составила: Гурьева М. В