Наталья Полухина
Развитие связной образной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доказано, что от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Как известно, старших дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь, поэтому важно научить детей использовать в своей речи доступные им образные средства родного языка. Речь становится образной, непосредственной, живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Публикация «Развитие связной образной речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Работа над образностью речи включает следующие направления:
первое направление: обучение рифме, составление лимериков;
второе направление: обучение составлению загадок;
третье направление: знакомство с пословицами, поговорками, фразеологизмами, обучение составлению метафор/
Реализация первого направления.
Дошкольный возраст – сенситивный период для обучения рифмованию. У детей интуитивная чувствительность к рифмовке и потребность в юморе. Речевое творчество детей является словесной «игрушкой» для ребенка.
Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов
«О ком? О чем?»
Цель: учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.
Педагог читает небольшое стихотворение, предлагает детям ответить на вопросы:
1. О каком объекте идет речь?
2. Какими признаками наделен объект?
3. Какие действия он совершал?
4. Какой вывод сделал автор?
«Доскажи словечко»
Цель: учить детей подбирать рифмующиеся слова.
Педагог читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.
«Склад-несклад»
Цель: учить детей подбирать рифму к заданному слову.
Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала).
«Сочини дальше»
Цель: учить детей подбирать рифму к заданному слову.
Педагог дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.
Например: «В море плавает тюлень.». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».
«Сочини лимерик»
Лимерик – пятистрочное стихотворение, содержание которого лишено формальной логики. Жанр лимерика не является самоцелью. Дети могут сочинять небылицы и смысловые четверостишья, в зависимости от поставленной задачи. Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль берёт педагог.
Реализация второго направления.
Составление загадок обогащают активный словарь, развивают образную и связную речь на основе операций описания и сравнения.
Основные модели составления загадок:
1. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.
Например: «Репейник, какой? Колючий как еж, кактус, елочка. Лохматый как собака, шуба, медведь. Приставучий как липучка, жвачка, смола»
Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.
Итог: Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола.
2. Выделяются действия объекта и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.
Например: «Лягушка что делает? Прыгает как заяц, мяч. Ныряет как водолаз, утка. Плавает как лодочка, рыба»
Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.
Итог: «Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка»!
3. В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями.
Например: «Часы: стрелки как у компаса, цифры как в математике, круг как полная луна»
Выбирается лучший вариант.
Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям.
Итог: Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не полная луна.
4. У объекта выделяются части, обозначается их количество, ищутся объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки.
Итог: Шестьдесят точек как звезды, с двумя стрелками как указки, на одном круге, но не на полной луне.
Реализация третьего направления.
Составление метафор.
Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Основные модели метафор
1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом.
Например: «Снежинки кружатся как балерины». Далее обозначить место, где находится объект.
Например: «Снежинки падают с неба». Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе. Например: «Балерины неба».
Например: «Над деревьями кружились балерины неба»
2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство.
Например: «Занавеска кружевная»
Сравнение переделать из прилагательного в существительное – «кружево»
Данное слово должно отражать признак другого объекта.
Например: «Кружево зимы»
Метафора вставляется в контекст: «Мама повесила на окно кружево зимы»
Знакомство с пословицами, поговорками и фразеологизмами.
Роль фразеологизмов очень важна. Они являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах. Работа с фразеологическими оборотами интересна и увлекательна. Очень важно не только открыть детям значение того или иного фразеологизма, правильное его употребление в речи, но и обратить внимание детей на игру слов, меткость и образность нашего языка. А способность человека с юмором относиться к тому, что происходит вокруг, увидеть долю иронии, даже в самом серьезном — есть признак талантливости и внутренней свободы.
Этапы работы над фразеологизмами
На первом этапе работы необходимо определить примерный объем фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе детей знакомят со словами антонимами, со словами синонимами фразеологизмам.
Познакомить детей с устойчивыми выражениями в процессе чтения художественной литературы. Выделение фразеологизмов из текста вместе с детьми.
Формировать у детей грамматически правильно оформленную речь.
Научить детей самостоятельному толкованию знакомых фразеологизмов в художественных произведениях, загадках, пословицах.
Закрепить умение использовать в самостоятельных рассказах фразеологизмы, что придаст речи образность.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно целенаправленно формировать активную языковую практику.