Папки-передвижки

Развитие связной речи дошкольников в детском саду

Ольга Кудрявцева
Развитие связной речи дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи дошкольников в детском саду

В наш современный век компьютерных технологий ребёнку со стороны родителей уделяется всё меньше и меньше внимания. Родители перегружены своей работой, и для ребёнка у них почти нет времени. Общение детей происходит больше всего в основном с компьютером. Дети молча играют в различные игры, смотрят мультфильмы. При этом они совершенно не разговаривают, потому что им не с кем разговаривать. Никто им не задаёт вопросы, не заставляет их высказываться.

Публикация «Развитие связной речи дошкольников в детском саду» размещена в разделах

А всестороннее развитие ребёнка осуществляется лишь благодаря общению ребёнка со взрослыми. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач:

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение, закрепление и активизация словаря;

- совершенствование грамматической правильности речи;

- обучение разговорной (диалогической) речи;

- развитие связной речи;

- воспитание интереса к художественному слову;

- подготовка к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью.

К полутора годам ребёнок использует в активной речи примерно 100 слов, к двум годам - 300 слов и более.

Время от 2-х до 3-х лет - это год "большого скачка".На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря.

С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком. К 3 годам словарь ребёнка возрастает до 1000 слов и более. В состав словаря входят все части речи (сущ., прил., глаг.).

Дети третьего жизни года очень нуждаются в общении. Они внимательно слушают объяснения взрослых, и сами часто начинают обращаться к ним с вопросами: «Как?», «Что это?», «Зачем?». Дети получают новые впечатления, что является необходимым для них условием для их психического развития.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает современное психологическое развитие ребенка третьего года жизни.

Прошедший год был для меня первым, и я проработала его в средней группе. Все дети разные, и каждому нужен индивидуальный подход. У каждого свой уровень речевого развития. Кто –то только в детском саду научился разговаривать по – русски, кто – то владеет только русским языком. И поэтому разница в речи тут огромная. Дети, владеющие только русским языком, в своей речи допускают мало ошибок в русском языке по сравнению с теми, кто владеет двумя языками. И на занятиях они быстрее отвечают на вопросы, потому что у них большой словарный запас.

Одной из задач развития речи является развивающая речевая среда, то есть

создание для детей тех условий, при которых им будет комфортно общаться друг с другом или же словесно обращаться ко взрослым.

Мой разговор с ребёнком начинается уже с того момента, когда он переступает порог детского сада. Я утром стараюсь встретить каждого ребенка и обязательно веду с ним диалог. Задаю вопросы, типа : «Какая сегодня погода на улице?», «Что делал на выходных днях?» и другие. Таким образом, ребёнок вовлекается в речевую среду.

После зарядки обязательно проговариваем поговорку. Например: «Спасибо зарядке – здоровье в порядке», через некоторое время разучиваем другую и т. д.

Разучиваем скороговорки. Например: «Ехал Грека через реку и т. д.»

Во время одевания на прогулку знакомимся с незнакомыми частями одежды, проговариваем новые слова. На прогулках обсуждаем, какая сегодня погода, вспоминаем, какая была вчера. Повторяем названия деревьев и цветов, растущих на участке. Если в это время проезжает машина, знакомлю детей с маркой машины (Камаз, газель, автокран и т. д.). Во время игр проговариваем правила игры. Играем с предметами (обручами, мячами, лопаточками) и обследуем их. Приучаю детей что-то делать вместе (убирать листья, мусор), слышать воспитателя, и, конечно же, при этом развивается речь. Путешествия по территории детского сада, по группе очень помогает, чтоб дети слышали и понимали слова воспитателя, охотно выполняли поручения (что-то принести, что-то проговорить) .

Когда садимся отдыхать, спрашиваю про их членов семьи и родственников.

(«Как зовут?», «Где работают?» и т. д.) .

Следует так же словесно обогащать у детей пассивный и активный словарь ребенка. Я всегда стараюсь использовать в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Для этого:

1. Внимательно и заинтересованно выслушиваю ребенка.

2. Вовлекаю детей в разговор.

3. Много говорю сама.

4. Помогаю им вступать в речевой контакт со взрослыми и родственниками.

В начале адаптационного периода при планировании тщательно подбираю материал по развитию речи. Повторяем знакомые детям произведения. Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется.

Процесс формирования словаря идет постоянно: во время наблюдений, проведения культурно-гигиенических навыков (полотенце, вешалка, раковина, носовой платок, во время рассматривания альбомов «Домашние животные», «Транспорт», «Посуда», «Овощи», «Обувь» и т. д. …, во время проведений настольных игр.

Способствую тому, чтоб дети употребляли новые незнакомые слова в самостоятельной речи. При проведении игры «Лото для маленьких» (овощи и фрукты) даю образец ответа на вопрос. Я спрашиваю : «У кого морковь?», а ребенок отвечает: «У меня морковь». К концу учебного года уже многие дети самостоятельно могут выполнять роль ведущего.

Словарная работа – необъемлемая часть развития речи. Применяю такие приемы, как:

1. Показ с названием.

2. Многократное повторение нового слова или фразы.

3. Объяснение происхождения слова (лягушка-квакушка) .

4. Использую новые слова в сочетании со знакомыми словами. (Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток клюв. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро.)

В целях активизации словаря использую следующие приемы:

1. Вопросы. Детям задаю простые вопросы: «Кто, что?», так и более в сложной форме «Во что одет?», «Что везет?».

2. Дидактические игры, упражнения, предлагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например: «Вверх – вниз». Кукла поднимается по лесенке: «вверх – верх - наверху. Трудно». И кукла спускается вниз: «Вниз – вниз – вниз прыг. Легко!» В дальнейшем это упражнение повторяется на прогулке. Дети поднимаются и спускаются по лесенке, проговаривая свои слова.

Третий год жизни благоприятен для воспитания произносительной стороны речи.

Работая с детьми, не надо забывать о грамматическом строе речи и о связной речи. Надо, чтоб дети научились понимать речь взрослых, слушать небольшие детские рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие вопросы, сопровождать речью свои игровые и бытовые действия, поделиться информацией, пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.

Всё это не означает, однако, что дальше ни самому ребёнку, ни окружающим его взрослым не предстоит трудиться, совершенствуя его владение языком.

Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное. Ребё нок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком –то событии, явлении. В этом случае мы имеем дело со связной речью.

Но связная речь – это все-таки речь, а не процесс мышления, не просто «думанье вслух», поэтому нужно умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения.

Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.

Воспитатель в своей речи не должен допускать упрощенных слов («бибика», «ляля» и т. д.) .

При ознакомлении с окружающим основным видом работы является наблюдение, на занятиях с картинками – рассматривание. Организованные наблюдения за окружающим должны расширяться и углубляться. Например, мы не только наблюдаем за различными транспортными средствами, но и учимся различать их по внешнему виду (автомобили легковые и грузовые, автобусы, троллейбусы, показываем, из каких частей они состоят (кабина, руль, колеса, двери).

В процессе наблюдения за живыми объектами уточняются уже имеющиеся представления о них: дети знакомятся с особенностями их внешнего вида, с повадками, рассказывают, как и что они едят. Спустя некоторое время я начинаю руководить наблюдением: предлагаю детям смотреть и при этом рассказываю. Например, в ходе наблюдения за кошкой рассказываю, что у кошки шерсть мягкая и пушистая, на лапах есть когти и маленькие подушечки и т. д.

Для развития речи широко использую картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картинки.

Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Я привлекаю внимание детей к картинке и читаю текст или веду рассказ своими словами.

Большое место отвожу слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, потешек и других фольклорных форм. Систематически провожу рассказывание. Только при этом условии дети приучаются внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.

Развитие речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей. Во время выполнения действий дети произносят много различных слов. В результате речь становится самостоятельной деятельностью, выступающей внутри игры.

Большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Обязательно каждый день описываем какую- нибудь игрушку. Во время занятий создается возможность совместных действий и сопереживания по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями.

Итак, развитие речи в средней группе проходит активно. Улучшается произношение, речь приобретает четкость. Они прекрасно знают предметы их ближайшего окружения и правильно их называют. Их речь наполняется не только существительными и глаголами, но и другими частями речи : предлогами, прилагательными, наречиями. Предложения чаще простые распространенные, но развивается навык монологической речи. Хорошо знакомую сказку малыши могут пересказать почти наизусть, могут выучить и рассказать короткое стихотворение. Они чаще становятся инициаторами общения.

Публикации по теме:

«Развитие связной речи у младших дошкольников». В этом года я выбрала тему по самообразованию «Формирование связной речи дошкольников». Данную тему считаю важной, т. к. : развитие диалогической.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи у дошкольников» Связная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации.

Консультация «Развитие связной речи у дошкольников» Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и является общей основой.

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» Актуальность Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным.

План работы по самообразованию в старшей группе. Развитие связной речи старших дошкольников План работы по самообразованию Морозовой Евгении Сергеевны. Тема: Развитие связной речи старших дошкольников. Цель: развитие связной речи.

План самообразования «Развитие связной речи у дошкольников» Тема: «Развитие связной речи у дошкольников» Введение: К началу обучения в школе ребенок должен овладеть всей системой родного языка, то.

Развитие связной монологической речи дошкольников посредством восприятия художественной литературы. (вторая младшая группа) Тема: «Отправляемся в путешествие». Цель: обогащать речевое развитие детей через формы народного фольклора. Воспитывать любовь к родному.

Консультация «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель средней группы МБДОУ детский сад № 77 г. Иркутска Залевская Анна Михайловна. Кому как не актеру можно похвастаться замечательной,.

Родительское собрание в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников» Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Защитное слово концепции: «Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Есть народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех смыслах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи дошкольников в детском саду
Опубликовано: 15 ноября 2015 в 17:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи дошкольников в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кудрявцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД