Регина Трофимова
Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования.
▼ Скачать + Заказать документы
Несомненно, связная речь очень важна в общении ребёнка со взрослыми и сверстниками. Это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется грамматически правильно, логично и последовательно. Наглядное моделирование вызывает интерес дошкольника и позволяет решить проблему быстрой потери интереса к занятию из-за быстрой утомляемости.
Наглядное моделирование ускоряет процесс запоминания нового материала. А также ребёнок учится систематизировать полученные на занятии знания.
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Работая в детском саду и проводя занятия по развитию речи, я столкнулась с проблемой насколько трудно детям пересказать сказку, знакомый рассказ. Дети часто обращают внимание на детали произведения, которые совершенно не важны. Ребёнок не может выделить в сказке или рассказе главного. Именно поэтому в своей работе я стала применять модельные схемы. Опираясь на них, дошкольнику значительно проще запомнить изучаемое произведение, предложенное воспитателем на занятии.
С помощью метода наглядного моделирования ребёнок может научиться составлять рассказ по картине или серии картин, пересказывать и придумывать описательный и творческий рассказ. При пересказе текста детьми элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, а затем они могут заменяться силуэтными изображениями или геометрическими фигурами. Это и есть план рассказа.
При составлении рассказа по сюжетной картине дошкольникам трудно составить начало рассказа и конец. Для этого также используются модели, состоящие из отдельных фрагментов данной картины.
Во время рассказа-описания пейзажной картины в качестве элементов модели рассказа используются объекты природы. По ним дети составляют мини-рассказы и объединяют их в один сюжет.
В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает составление модели описания, элементами которой могут быть цвет, форма, величина, качество поверхности и т. п.
Одним из приёмов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. Элементами модели могут быть силуэты животных, растений, людей и природных явлений. Педагог начинает рассказывать сказку и предлагает детям её продолжить, опираясь на силуэтные изображения.
На своих занятиях по развитию речи я довольно часто пользуюсь методом наглядного моделирования и добилась в этой области неплохих результатов, чего и вам, уважаемые коллеги, желаю.