Марина Тюшнякова
Развитие связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
Существует два типа связной речи: диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог).
Диалог — беседа нескольких людей, не меньше двух. Монолог — связная речь одного лица.
Дети четвертого года жизни (вторая младшая группа) усваивают следующие умения диалогической речи: вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам; отвечать на вопросы, обращения взрослого; сообщать о своих желаниях; договариваться со сверстниками о совместных играх; участвовать в общем разговоре; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут)
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников» размещена в разделах
Дети начинаю осваивать умения монологической речи: принимать задачу, поручение например, Большим поставь большие чашки, а маленьким - маленькие чашки); сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; вместе с воспитателем пересказывать знакомые сказки; читать короткие стихи, рассматривать картинки.
Дети пятого года жизни (средняя группа) усваивают умения диалогической речи: в разговорном общении пользуются (вместе с воспитателем) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса; замечают неточности и ошибки в своей речи и в речи товарищей, доброжелательно исправляют их; формулируют вопросы поискового характера (Почему? Зачем? Для чего).
Осваивают умения монологической речи: составляют описательные рассказы 5-6 предложений о предметах (Т. е. описательные рассказы по картине строятся по плану. Детям предлагается рассказывать Мишке, что изображено на картине. Мишка, задавая нелепые вопросы, уточняет детали картины, определяет суть рассказа, учит детей четко формулировать свои рассуждения, аргументировать выводы и доказательства. Детям для сравнения дается образец рассказа, составленный самим воспитателем. Дети, опираясь на этот образец и на опорные картинки, которые нужно показывать каждому ребенку, будут составлять рассказ.)
Самостоятельно пересказывают литературные произведения, воспроизводят текст по иллюстрациям; сочиняют повествовательные рассказы по игрушкам, картинам; состовляют описательные загадки со сравнением, описательные загадки о предметах и объектах живой и неживой природы; пользуются элементарными формами объяснительной речи
Шестой год жизни (Старшая группа)
Дети овладевают следующими умениями. Самостоятельно строят игровые и деловые диалоги, пересказывают литературные произведения, правильно передавая идею и содержание, используя прямую и косвенную речь, пересказывают произведение по ролям, по частям.
В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирают слова, характеризующие особенности предметов и объектов; используют прилагательные и наречия; с помощью воспитателя определяют и воспроизводят логику описательного рассказа.
Дети сочиняют сюжетные рассказы по картине, (Например, сообщить детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребёнку на ушко. Острые коготки, мягкие подушки; Шёрстка пушистая, длинные усы; Мурлычет, лакает молоко; Хорошо видит в темноте; и т. д
В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию).
С помощью воспитателя учатся строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия, завязка (причина события, развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения, развязка (окончание).
В повествовании отражают типичные особенности жанра сказки или рассказа.
Проявляют интерес к самостоятельному сочинению, создают разнообразные виды творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели.
Учатся внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их. Использовать элементы речи-доказательства и объяснительной речи при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении.
Седьмой год жизни (подготовительная группа)
Дети овладевают умениями пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц; использовать разные виды пересказа в зависимости от поставленной задачи: пересказ по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя. Учатся понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при пересказе, в собственной речи, замечать в рассказах сверстников. В описательных рассказах по репродукциям художественных картин о явлениях природы учатся передавать свое эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности. Составляют повествовательные рассказы по картине (На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например, зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий, ловкий, быстрый. Цель: формировать умение употреблять в рассказах эпитеты, сравнения; давать характеристику героям, месту события)
из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строят свой рассказ, соблюдая структуру повествования; составляют рассказы-контаминации, сочетая описание и повествование, описание и рассуждение. Учатся различать литера-турные жанры (сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение, знать и соблюдать в повествовании основные характерные особенности жанра.
Осваивают умение самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки, придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии»(Кляксография – когда на мокрый лист бумаги капает краска, расплывается, а дети должны увидеть и назвать, на какой образ она похожа. И дорисовать), по пословицам (например, предложите ребенку найти на карточках или вспомнить сходные по смыслу пословицы. Например: «В гостях хорошо, а дома лучше» и «Где родился – там и сгодился» с использованием приемов ТРИЗ.
В творческих рассказах используют личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности.
Внимательно выслушивают рассказы сверстников, помогают им в случае затруднений, замечают речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправляют их.
Учатся самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.