Наталья Багрий
Консультация «Развитие связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и является общей основой воспитания и обучения детей.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, осознанием окружающего мира, развитием личности в целом. Изучив процессы мышления и речи, Л. С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальные развитие ребенка, но и формирование его характера эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. А исследования психологов и психолингвистов доказали. Что овладение речью не просто, что- то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику всю деятельность.
Публикация «Консультация „Развитие связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2015
Вот почему необходимо уделять больше внимания развитию речи, а в частности связной речи. Связная речь – это такая речь, которая отражает все общественные стороны своего предметного содержания. Это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные законченные отрезки.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими детьми.
Мне хочется остановиться на формировании связной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей является совершенствование монологической и диалогической речи.
Совершенствуя монологическую речь, дети осваивают разные типы связных высказываний/описание, рассуждение, повествование, с опорой на наглядный материал и без опоры. В дошкольном возрасте необходимо усложнять структуру детских рассказов, увеличивать количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Необходимо обучать, логически последовательно располагать свои рассказы, усложнять структурирование высказываний. Необходимо обучать ребят более точно отвечать на вопросы, объединять в распространённом ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно.
Так же необходимо закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребёнка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Необходимо обучать детей овладению разными формулами речевого пикета, употреблять их без упоминания.
Большое место во всех возрастных группах занимает формирование фигуры общения. Ребят следует учить называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами; во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительным и приветливым без навязчивости.
Огромное влияние на развитие речи детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.
Педагог должен воспитывать свою речь. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы»/К. Д. Ушинский/. Не следует злоупотреблять ласкательными, уменьшительными суффиксами, особенно если речь по содержанию не соответствует форме. Ребёнок должен понять содержание речи и по её тону. Воспитатель не должен допускать неточностей и неизбежностей в своей речи. Она должна быть эмоциональной, образной, культурной. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки.
Для успешного формирования у детей связной речи, необходимы коллективные разговоры с детьми. Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным.
Разговоры с детьми могут быть преднамеренными непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные разговоры воспитать не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого вовремя прогулок, игр, режимных процессов.
Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребёнком, спросить о чём-то. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и завися от возрастных особенностей детей.
Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребёнка : исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи.
Всё вышеперечисленное способствует правильному формированию связной речи детей дошкольного возраста.