Галина Юшина
Конспект занятия по развитию связной речи детей старшей группы в театральной деятельности «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи :
1. Развивать прямую и косвенную речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую формы речи.
2. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
3. Закреплять знания дошкольников о правилах манипуляции с фигурами теневого театра.
4. Расширять представления детей об окружающей действительности. Уточнять представления о предметах, декорациях окружающих их.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи детей старшей группы в театральной деятельности „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
5. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели драматизацию, настольный и теневой театры.
6. Воспитывать любовь и интерес к театральной деятельности чувство сопереживания.
Словарная работа:
театрализованное, провинциальные дворяне, бояре, скоморох, господа, купцы, почтение, периныи тюфяки.
Предварительная работа:
чтение сказок «Принцесса на горошине», «Маша и медведь»; игры – драматизации по сюжетам русских народных и авторских сказок, обыгрывание игровых действий, разучивание песен, прослушивание музыки, творческие игры со словами.
Материалы и оборудование:
музыкальная шкатулка, микрофон, атрибуты к настольному театру «Маша и медведь», теневому театру «Принцесса на горошине», настольная лампа, экран для теневого театра, печь, ложка деревянная.
Театр : «Маша и медведь».
Декорации: лес (ели, пенёк, деревья, избушка медведя, дом бабы и деда.
Куклы: медведь, Маша, баба, дед, собаки.
Литература:
- Лора Поляк «Театр сказок».
- Журнал дошкольное воспитание №7, 2002г.
- Т. И. Петрова, Е. С. Сергеева, Е. С. Петрова, «Подготовка и проведение театрализованных игр в д/с».
- Л. Г. Горькова, Н. Ф. Губанова «Праздники и развлечения в детском саду».
- Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».
- А. В. Печерога «Развивающие игры для дошкольников».
- С. А. Насонкина «Уроки этикета».
- В. П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры».
М. А. Михайлова «Праздники в д/с».
Л. Н. Капранова «Бабушкина забавушка».
Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников».
Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию».
Ход занятия:
Играет музыка.
Выходят два скомороха.
I. Действие:
1. Скоморох: Эй! господа, пожалуйте сюда.
2. Скоморох: Здравствуйте Ельчане, жители провинциальные, ближние и дальние.
1. Скоморох: Господам, купцам, современным девицам, моё почтение!
2. Скоморох: Заходите все на наше представление.
1. Скоморох: Увидите шутки, увидите пляски, зверюшек из сказки, добрую Фею и злую Ягу. Услышите добрые, мудрые сказки.
2. Скоморох: Все вместе споём мы весёлую песню, её вам подарит волшебница Фея.
Вбегает поросёнок Алмазный пятачок.
Поросёнок (плачет) :
- Беда! Беда!
Пропала песня, совсем навсегда…
1. Скоморох: Куда пропала?
Поросё нок: Ворона видела, как Лиса и Волк украли добрую, волшебную песню и отнесли Б. Яге.
2. Скоморох: Бей тревогу, объявляй, что в волшебном лесу совершено злодейство. А мы пойдём искать волшебницу леса – Фею.
Играет музыка.
Скоморохи и Поросёнок берутся за руки и уходят.
II. Действие: (открыть занавес).
Поросёнок стоит в центре с микрофоном. У стены сидит Фея, она спит.
Поросё нок: Говорит лес! Говорит лес!
Это я житель волшебного леса – Алмазный пятачок, пропала волшебная песня, её похитили Лиса, Волк и Яга.
Появляется ворона, она каркает, ходит вокруг Пятачка.
Ворона: Совсем плохи дела, без волшебной песни.
Фея не проснётся, а значит, праздника не будет.
Зло оказалось сильнее добра. Даже в лесу стало холодно. (Ёжится)
(Пятачок поворачивается назад и видит Фею.)
Пятачок: Смотрите – Фея!
(подбегает к Фее и смотрит)
Фея! Она спит, Фея проснись!
Злые разбойники Лиса, Волк и Яга захватили волшебный лес.
(плачет и пытается разбудить Фею)
Ворона ходит взад и вперёд, и каркает. Пятачок видит у Феи на коленях шкатулку (А вот волшебная шкатулка) берёт в руки шкатулку и выходит вперёд.
Появляются Скоморохи.
1. Скоморох: Мы были в тридесятом царстве и узнали.
2. Скоморох: Разбудить её смогут добрые сказки из волшебной шкатулки.
Поросё нок: Раз, два, три… Сказка оживи.
Скоморохи закрывают занавес. Звучит музыка. Ставится посередине стол. Выходят дети (средней группы) из-за занавеса.
Дети управляют куклами: Машей, медведем, собакой, бабой, дедом – и озвучивают их.
Ведущий: Дед Иван да бабка Даша жили вместе с внучкой Машей. Доброй умной и послушной. Как-то раз ей стало скучно. В лес зелёный собралась ягод и грибов собрать.
Маша: Отпустите, Баба с Дедом! Я вернусь домой к обеду. Погуляю лишь в лесу, грибов, ягод принесу.
Дед: Ладно, Машенька, ступай.
Ведущий: И пришла тут Маша в лес, а в лесу полно чудес.
Маша: (ведёт куклу по столу и поёт)
Цветики, цветики,
Наберу в букетики:
Васильки, ромашку,
Розовую кашку.
Ведущий: Маша бегала, резвилась,
Незаметно заблудилась,
(Маша идёт, оглядывается и кричит.)
Маша: АУ! АУ!
Не найти домой дорожки
Страшно мне, устали ножки.
Ой, гляди-ка на опушке
Очень ладная избушка.
Тук, тук, тук.
Ведущий: А в избушке жил медведь.
Медведь: Одному в избушке скучно.
Будем Маша жить вдвоём.
Очень славно заживём.
Я малиной угощу.
Но домой не отпущу.
Ведущий: Маша очень огорчилась.
Испугалась, прослезилась.
Маша: Что ж поделать? Хоть не рада,
Жить в лесной избушке надо!
Медведь: Только, чур, не убегать!
А сбежишь, тебя поймаю,
Рассержусь тогда совсем
Догоню и сразу съем!
Ведущий: Бедной Маше страшно очень,
Жить в лесу она не хочет.
Стала думать и гадать,
Как бы ей домой удрать!
Маша: (лукаво) Милый Миша!
Будь мне другом,
Окажи ты мне услугу:
Пирожки снеси к обеду
Ты в деревню Бабке с Дедом.
Но гляди, приятель Миша,
Прослежу сама я с крыши,
Уговор у нас таков:
Сам не ешь ты пирожков.
(медведь уходит)
Ведущий: Лишь из горницы он вышел,
Наша Маша не на крыше.
А в корзине притаилась,
Пирожками принакрылась.
(Заходит медведь.)
Ведущая: В дом медведь вернулся снова
Глядь корзинка уж готова
В путь пора, коль слова дал
И в деревню зашагал
(Виден дом Маши)
Шёл Потапыч, притомился.
У пенька остановился.
Медведь: Сяду, что ли на пенёк
Съем румяный пирожок!
Ведущий: Вдруг он слышит голос Маши.
Маша: Вижу, вижу!
Не садись на пенёк, не ешь пирожок!
Ведущий: Миша вздрогнул, оглянулся, о пенёк чуть не споткнулся.
Медведь: Ох, глазаста эта Маша.
Ну, идти придётся дальше.
Медведь подходит к дому Маши, ставит корзину.
Медведь: Ну, закончена работа (стучится в дом)
Кто тут в доме? Отпирайте!
И гостинцы принимайте.
Пирожки прислала Маша,
Дорогая внучка ваша.
Слышен лай собак
Ведущий: Грозный лай собак услышав,
Не на шутку струсил Миша.
Уж куда ему во двор -
В лес удрал, во весь опор.
Бабка: (удивительно) Тут корзинка, но не наша
(заглядывает и радостно)
А в корзинке внучка Маша.
Маша: Кушай Баба!
Кушай Дед!
Достаёт пирожки и угощает стариков.
После сказки звучит опять музыка. Дети выходят.
III. Действие (шторы раскрыть).
Появляется Лиса и Волк (под ручку).
Лиса: Как сытно мы поели у Яги.
Теперь завтра ещё пойдём.
Волк: За какую-то песню целого кабана Яга не пожалела.
Лиса: Как ловко мы обманули глупых зверюшек.
Волк: Пусть ждут представления, всё равно не дождутся ха-ха-ха.
Лиса: (поёт) Тихо здесь сейчас в лесу,
Очень сладенько во рту.
Нет ни зайца, ни бельчонка.
Песня добрая пропала.
Дрёма на весь лес напала.
Хорошо я погуляла,
Кур, да уток пощипала.
Я иду теперь в берлогу.
Полежать в тепле немного.
Волк: Без доброй песни стало холодно у-у-у.
Лиса: Тише, сюда кто-то идёт (слушает).
Волк: Скоморохи, пятачок
Вот я их и съем!
(ухо подставил, и слушает, перечисляет, поглаживает по животу)
Лиса: (толкает волка) Тише ты, дурень, давай спрячемся и подслушаем.
(убегает за занавес)
Выходят: поросёнок –(впереди со шкатулкой, Ворона
Скоморохи, взявшись за руки,под музыку делают круг и останавливаются).
Ворона: (ёжится) Всё холоднее и холоднее становится. Не проснулась Фея.
1. Скоморох: Ничего проснётся, эта присказка, а сказка впереди.
2. Скоморох: Открывай шкатулку пятачок. Отправляемся в сказочную страну теней.
(Играет музыка из шкатулки, уходят в середину занавеса скоморохи, ворона, пятачок стоит посередине открывает шкатулку).
Поросё нок: Раз, два, три сказка оживи.
Гаснет свет, открывается занавес.
IV. Действие. Театр теней (старшая группа).
Автор: жил-был принц, который хотел жениться на принцессе, но только на самой настоящей принцессе.
Принц: Я объездил весь свет, чтобы найти себе невесту. Принцесс было сколько угодно, но я никак не мог, узнать, настоящие они или нет. Всем им чего-нибудь да не хватало.
Автор: Принц вернулся домой огорчённый.
Принц: Ах, где же ты, моё счастье.
Королева: Какой гром гремит за окном, сверкает молния, дождь льёт как из ведра.
Автор: Кто-то стучит в ворота.
Король: Пойду, отопру ворота. Кто там?
Принцесса: Откройте, пожалуйста, я – принцесса и ужасно промокла под дождём.
Король: Но настоящие принцессы не ходят в такую погоду гулять.
Принцесса: Но я, действительно, принцесса, откройте, пожалуйста. Добрый вечер.
Король: Добрый вечер. Боже мой, в каком вы виде.
Королева: (обращается к королю).
Но какие у неё приятные манеры.
Принц: И какая она красивая.
Автор: Король благосклонно ей улыбался. А королева отправилась в спальню, сбросила с кровати одеяло и простыни и на голые доски положила горошину.
Королева: А теперь накройте горошину двенадцатью тюфяками, сверху положите ещё двенадцать перинок из мягкого пуха.
Автор: На эту кровать и уложите принцессу. Утром королева спросила принцессу.
Королева: Как вы почивали?
Принцесса: Ах, очень плохо!
Я всю ночь глаз не сомкнула, я лежала на чём-то твёрдом,
и теперь у меня всё тело в синяках.
Принц: Вот это и есть настоящая принцесса! Милая принцесса, вы согласны выйти за меня замуж.
Принцесса: Согласна.
Автор: То-то во дворце поднялся переполох.
Принц: Мы сегодня же немедленно сыграем свадьбу.
Автор: А горошину отнесли в королевский музей, где она хранится по сей день. Не верите, придите, посмотрите.
По окончании играет музыка. Занавес закрывается, свет включается. Из-за занавеса выбегают лиса и волк.
Лиса: Видел Волк?
Надо срочно доложить Яге,
Если проснётся Фея нам беда
В лесу станет тепло, все звери и насекомые оживут.
Волк: А может, не пойдём к Яге
Я боюсь. Пусть лес оживёт.
Лиса: Да ты что! (толкает волка)
Хочешь в цирке работать?
Да тебя на цепь посадят.
Марш к яге.
Волк: Боюсь у-у-у (убегает волк за ним лиса).
V. Действие
(Звучит музыка, занавес открыть, посередине печь, около печи колдует Б. Яга)
Б. Яга:
Я бабушка, я бабушка
Яга-га-га, яга-га-га.
Я всех зверей замучила ха-ха-ха,
Я печку растоплю, топлю
Зверюшек я всех гаденьких
Сотру, сотру, ху-ху, ху-ху!
Я стать хочу хозяюшкой,
Лесов, полей (2 раза)
Я Фею задурманила
Дурман травой (2 раза)
Пусть не проснётся Феюшка
Без песенки – лесной Охой-Охой!
Я бабушка, я бабушка
Яга-га-га, Яга-га-га.
Наконец-то сбылась моя мечта. Я навсегда буду повелительницей волшебного леса.
Вбегают лиса и волк.
Лиса: (толкает волка).
Вот, Яга, предатель, все в лесу сговорились против нас. Сюда идут скоморохи, ворона, поросёнок с волшебной шкатулкой.
Волк: (дрожит) Я боюсь, у-у-у!
Б. Яга: У, трус! Так у них есть волшебная шкатулка? Не достать им песни, а значит, не проснётся Фея и всё будет во власти тьмы.
(Б. Яга колдует, в горшок кладёт свёрток с песней).
Турики – Мурики, Журики – белез!
Тендя, брендя, спрячунус!
Песня прячься, растворяйся.
Б. Яга: Всё. Только тот, кто разгадает загадку, тот и оживит лес!
Волк: Какую загадку?
Б. Яга: Песня всюду, только глянь.
Не в лесу, не в сказке, а ха-ха-ха.
Б. Яга, Волк и лиса около печи.
Выходят скоморохи, поросёнок, ворона.
Ворона:
Надо ей спеть (поёт).
Ах! До чего красив мой нос
Он совсем не длинный!
Ах! Мне бы пару чёрных кос,
Мне бы взгляд орлиный!
Мне бы голос понежней
С тихим перезвоном
Птицы не было б важней
На земле под солнцем.
1. Скоморох: Нет, не годится!
2. Скоморох: Надо идти искать злодеев!
1. Скоморох: Пошли
(Скоморохи уходят, остаётся ворона с пяточком).
Поросё нок: Я попробую её разбудить.
Ворона: А чем моя песня плоха?
(обижается)
Поросё нок: Надо веселее.
Как я только запою
Открывайте уши.
Знаю песенку мою,
Всем приятно слушать,
Я – известный мисс, хрю-хрю
Бара-бара-банчики,
Я танцую и пою
Кабаны-кабанчики!
Я алмазный пятачок
Я плясун отличный!
Хвостик маленький крючком!
Голосок приличный!
Поросёнок я лесной!
Бара-бара-банчики,
Запевайте все за мной
Кабаны-кабанчики.
Поросёнок поёт, ворона ходит сзади. Когда заканчивается песня, открывается занавес, появляются скоморохи со злодеями.
1. Скоморох: Говори, как разбудить фею, где песня?
2. Скоморох: А то хуже будет.
Волк: Я всё скажу, только меня пощадите.
Б. Яга: Предатель надо было превратить тебя в жабу.
Лиса: И я хочу сказать.
Поросё нок: Говорите, мы вас простим.
Волк: Кто отгадает загадку.
Лиса: Песня всюду, только глянь.
Не в лесу, не в сказке…
Ворона: А где?
(Все думают, Б. Яга смеётся).
2. Скоморох: Если песня всюду, значит – здесь. Если не в лесу, не в сказке, то она… Она в саду. Давайте её искать.
Все ищут. Заглядывают под стулья, а потом обращаются к зрителям.
1. Скоморох: Уважаемые зрители посмотрите и вы у себя возле стульев.
(Находят песню, открывается занавес, открывают песню, фея просыпается).
Фея: Как долго я спала, что случилось друзья мои, а что они здесь делают?
Ворона: Они похитили песню, и праздника не было!
Фея: Успокойтесь, праздник был, он состоялся. Вы были в волшебном лесу, в сказочной стране, в стране теней и приключений. Давайте их простим.
Яга, волк, лиса: простите, простите.
Фея: Вы злы от того, что мало читали и знали хороших сказок. Ведь сказка она повсюду. Я приготовила вам к театрализованному празднику подарок. Я хочу подарить забавную зверюшку, которую можно сделать из чего угодно.
1. Скоморох: Как интересно! Оказывается куклу можно сделать из ложки, варежки, простых пустых коробок.
2. Скоморох: Оказывается если уметь видеть и наблюдать, то сказки живут рядом с нами.
Фея: Да, надо уметь видеть, наблюдать, фантазировать и жизнь покажется прекрасной. А сейчас друзья, и вы наши зрители, споём волшебную песню.
Все поют.
Песня:
I
Чтоб могли в домах летать люди без опаски,
С детства учимся мечтать мы у старой сказки.
Пусть дорога тяжела, знаем, без подсказки.
Что добро сильнее зла наяву и в сказке.
II
От чего же не сказать, нужно вслух всем вместе.
В трудный час не унывать, помогают песни.
Всем на свете, наконец, нам запомнить нужно,
Ежедневно сто чудес, совершает дружба.
1. Скоморох: А теперь позвольте отдать вам наше нижайшее почтение и благодарить за посещение.
2. Скоморох: Приходите в другой раз, уважим и одно вам скажем, что тешились этой шуткой не только голь, да бояре, а и самые дворяне.