Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников»

Ольга Коновалова
Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие социальных навыков у старших дошкольников“» размещена в разделах

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В ней развиваются духовные и физические силы ребенка его внимание, память, воображение, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми. Это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых (особенности и назначения предметов и их функций окружающих людей, их взаимоотношения и взаимодействия). Кроме того, в сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива как социального организма с отношениями сотрудничества, навыками общения.

В игре дети научаются жить и действовать сообща, оказывать друг другу помощь, умению учитывать желания и потребности других, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, отстаивать свое мнение, а также совместно строить и реализовывать планы. Все это способствует формированию общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, внимания, взаимопомощи, то есть всего того, что требуется для жизни в социуме. Таким образом, воспитание в игре – это своеобразная школа развития социальных навыков у детей-дошкольников.

Помочь ребенку развить навыки общения со сверстниками можно только в сюжетно-ролевой игре. Именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Работая в группе с детьми старшего дошкольного возраста, заметили, что проблемы в общении и, как следствие, во взаимоотношениях детей друг с другом действительно существуют. Проанализировав систему работы по организации сюжетно-ролевой игры в группе, оценив навыки общения детей друг с другом, сформулировали основные задачи, направленные на формирование и развитие навыков общения у детей в рамках сюжетно-ролевой игры и совместной игровой деятельности: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях; развитие коммуникативных навыков, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками; развитие навыков саморегуляции, эмоциональных состояний; развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки; освоение моделей социального поведения в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевые игры проводились один раз в неделю, тема игры выбиралась неслучайно, а в соответствии с комплексно-тематическим планом образовательного процесса, по которому работает группа. Так, если темой недели была «Бытовая техника», то соответственно темой сюжетно-ролевой игры – «Магазин бытовой техники «Эльдорадо»; если лексической темой недели была тема «Животные жарких стран», то темой игры – «Зоопарк» и т. п.

С целью уточнения и расширения знаний по определенной теме проводилась предварительная работа через беседы, экскурсии, чтение художественной, познавательной литературы, просмотр телепередач и т. д. Так, прежде чем организовать сюжетно-ролевую игру «Морское путешествие», прежде всего, планомерно обогащали опыт детей через рассматривание репродукций картин художников, фотографий, рекламных проспектов, буклетов, иллюстраций с изображением различных морских судов; беседы о труде моряков и морских профессиях; чтение рассказов С. Сахарного «Самый лучший пароход», «Как достали якорь», «Два радиста», Т. Потаповой «Капитан», «Водолаз», «Рыбак» и т. д., просмотр мультфильмов «Приключения капитана Врунгеля», «Каникулы Бонифация», «Остров сокровищ»; заслушивали рассказы детей из личного опыта о том, где им уже удалось побывать.

Параллельно велась работа и с родителями воспитанников. В частности, рекомендовали прочитать детям произведения С. Сахарного «Разноцветное море», рассказы Б. Житкова «Что я видел», «Челюскинцы»; провести беседы из личного опыта о хобби и увлечениях родителей, интересных историях, произошедших с ними во время путешествий, местах, которые они посетили во время путешествия по воде.

Для передачи игровой культуры ребенку, пополнения копилки игровых ситуаций использовали обучающие игры и упражнения. Например, упражнение «Потому что…» : «Наш корабль отправился в плавание, потому что…» и т. д. Или «На корабле объявлена тревога, потому что…» и т. д. «Моряки причалили к необитаемому острову, потому что…» и т. д. Эти упражнения проводились в быстром темпе, детям разрешалось кричать наперебой, высказываться, не сдерживая желания и эмоции. Любой ответ повторялся и поощрялся: «Молодец! Замечательная идея!» и т. д.

Особое значение придавалось развивающей предметно-игровой среде. Совместно с родителями подбирали и изготавливали игровой материал. Так, родители принесли в группу рекламные проспекты, сувениры, карты-путеводители; оформили вместе с детьми альбомы с фотографиями тех мест, где путешествовали по воде и на водном транспорте; делились видеосъемками из семейного архива. В группе совместно с детьми подобрали необходимые атрибуты: географические карты, глобус, фонарики, бинокли, подзорную трубу, якорь, штурвал, рации; бескозырки, матросские воротники, капитанскую фуражку, флажки; крупные модули для постройки корабля.

После предварительной работы можно было организовывать игру. Для того чтобы дети в полной мере овладели игровыми умениями, «втянулись в игру», начали активно общаться по поводу игрового сюжета, ролевых действий, мы заняли позицию «играющего партнера», то есть сами включились в сюжетно-ролевую игру, первоначально взяв на себя самую главную роль – роль капитана. И во время игры помогали детям, если сюжет игры вдруг затихал, помогали вводить новые роли, подсказывали игровые действия. Когда педагог замечала, что дети играют, самостоятельно развертывают сюжет, выходила из игры, вводя ситуацию «капитан заболел и совместно с корабельным доктором сходит с корабля на ближайшем острове». Командование корабля перешло к помощнику. Радист был обязан поддержать связь. Капитан (педагог) по рации связывался время от времени с командой и давал рекомендации.

Благодаря такой системе руководства игрой у детей не только возник устойчивый интерес к сюжетно-ролевой игре «Морское путешествие, но и обогатился и расширился словарный запас, повысился уровень коммуникативных навыков, а именно: умение выражать свои потребности и чувства, умение взаимодействовать и сотрудничать, позитивно относиться друг к другу.

С целью преодоления таких личных особенностей у детей, как застенчивость, замкнутость, нерешительность, грубость, импульсивность и развития коммуникативных навыков, в совместной деятельности с детьми использовали разнообразные игры: «Наши чувства и эмоции», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Домик настроений»; упражнения: «Глубокое дыхание», «Иностранец», «Радуга»; этюды: «Встреча с друзьями», «Колдунчики». Проводили беседы: «Как можно научиться общаться без слов», «Как бороться с трудностями», «Учусь держать себя в руках», «Добрым быть полезно».

После проведения комплексных занятий в виде обогащенных сюжетно-ролевых игр, игр и упражнений, направленных на формирование навыков общения, у детей значительно повысился уровень коммуникативных навыков, интерес к окружающим людям, способность к эмпатии, сочувствию, навыки саморегуляции поведения, готовность к сотрудничеству.

Таким образом, только комплексный подход к организации сюжетно-ролевых игр способствует своевременному развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.

Литература

1. Акулова О. В., Гоберидзе Т. И., Гризик Т. И. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов. – М. : Просвещение, 2012. – 205 с.

2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сожетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 128 с.

3. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?. Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М. : Скрипторий 2003, 2006. – 112 с.

Публикации по теме:

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у старших дошкольников Уважаемые педагоги! Представляю Вашему вниманию опыт работы на тему «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего.

«Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах посредством игровой деятельности» Тема моего проекта «Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через игровую деятельность»..

Развитие графо — моторных навыков у старших дошкольников с ОНР «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с ОНР. Этот вид письменной.

Программа для развития социальных навыков «Друзья Зиппи» Видео В нашем саду проходит программа для развития социальных навыков и поддержки и укрепления психического, социального и эмоционального здоровья.

Формирование у старших дошкольников культурно-гигиенических навыков через сюжетно-ролевые игры. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Лесной гость» Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с использованием приёмов СГЛПТ.

Консультация для воспитателей «Формирование навыков самообслуживания у старших дошкольников» С целью достижения результативности работы по формированию навыков использовать: 1) принцип интеграции ОО (при определении задач педагогической.

Театрализованная деятельность как способ формирования социальных навыков дошкольников ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ Здравствуйте Уважаемые коллеги! 1-2 слайд «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей,.

Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности «Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшей группы в процессе театрализованной деятельности» ЗАДАЧИ: 1. Учить.

Творческий отчет «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР» Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы к подготовки обучению в школу. Следует отметить, что на сегодняшний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников»
Опубликовано: 5 августа 2015 в 11:36
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Коновалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД