Людмила Дружинина
Творческий отчет «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы к подготовки обучению в школу. Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения.
Одни ученые выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью ребенка к данному виду деятельности, и незнание воспитателем методику обучения письму. Другие, напротив, считают, многих сложностей при обучению письму в начальной школе можно избежать при проведенении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.
Публикация «Творческий отчет „Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дети имеющие, тяжелые нарушения речи, отличается недостаточным развитием двигательных возможностей. Это прослеживается как в общей, так и в мелкой моторике. Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые владением письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Исходя из этого, я выбрала тему самообразования: «Развитие графо – моторных навыков у старших дошкольников с ОНР»
Актуальность выбранной темы определяется тем, что проблема обучения дошкольников с ОНР графо - моторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу. Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графо - моторными навыками. /2 слайд/
После того как выбрала тему, изучила передовой педагогический опыт педагогов - дошкольников с использованием интернет сайтов, составила план работы на 3 года.
1 год. Изучение методической литературы по теме «Развитие графо - моторных навыков у старших дошкольников с ОНР». /3 слайд/
• 2 год. Методика практических графо - моторных навыков у детей с ОНР : /4 слайд/
Подбор и адаптация практического материала для работы с детьми;
Стартовая диагностика, которая показала на начало обучения /всего обследаванно 14 детей/
Высокий уровень – 3 ребенка или 22%
(Катя, Тима Д., Лера)
Средний уровень - 5 детей или 35%
(Саша В., Захар, Кирилл, Тима К., Вадим)
Низкий уровень - 6 детей или 42% /4 слайд/
(Илья, Саша Ч., Ева, Дима, Сергей, Руслан)
3 год. Итоговая диагностика, обобщение опыта.
Провела стартовую диагностику и определила для себя этапы работы
1 этап Развитие мелкой моторики / 5 слайд/
Различные задания с пальчикам (Ладонь ребро кулак)
• Пальчиковые игры
• Игры с предметами
• Конструктор
• Мозаика
• Вкладыши
• Игровой самамасаж (Сухой бассейн)
• Работа с ножницами пластилином, глиной / 5 слайд/
2 этап Развитие зрительного восприятия и внимания / 6 слайд/
• Узнавание контурных и силуэтных изображений. Соотнесение предметов по форме и размеру (выбери только низкие или высокие) С помощью заданий, у детей развиваются способности в узнавании предметов, сравнении изображений реальных предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий. / 6 слайд/
• Формирование зрительного слежения В этом разделе расположены задания, при выполнении которых у детей формируется зрительное слежение в различных направлениях. Сначала в направлении сверху вниз, потом слева направо и по кругу, в направлении по кругу против часовой стрелки. Работа с перечисленными направлениями необходима для выработки правильного навыка письма, позволяющего ребенку достаточно легко осваивать скоропись.
/ 7 слайд/ Формирование зрительно - моторной координации. Здесь используются задания, с помощью которых навык зрительного слежения подкреп-ляется движениями руки в направлениях сверху вниз, слева направо и по кругу против часовой стрелки, в результате чего у детей формируется зрительно-моторная координация.
Развитие зрительно - моторной координации В этом разделе навыки, сформированные у ребенка при выполнении заданий предыдущих разделов, закрепляются и автоматизируются. В результате проведенной работы ребенок сможет правильно осуществлять графическую деятельность, соблюдая нужное направление и самостоятельно исправлять допущенные графические ошибки. / 7 слайд/
/ 8 слайд/ Ориентировка на плоскости листа через рисование различными материалами ручкой, карандашом, мелками
Графические упражнения
Дорожки: рисование в клетках, точек и предметов по образцу
Дорисовывание второй половинки предмета
Копирование предмета по образцу
Графические диктанты простейшие, для мальчиков, для девочек.
8 слайд/
По результатом проделанной работы могу отметить следущее улучшились результаты
В лепке – Захар, Илья, Дима, Тима К., Кирилл, Сергей.
В рисовании - Руслан, Кирилл, Дима.
В работе с ножницами – Илья, Ева, Вадим.
Работа в тетрадях в клетку – Дима, Ева, Захар, Вадим.
/ 9 слайд/ Успешность формирования навыка письма во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Это очень важно, потому что правильная поза, положение ручки и координация движений формируют технику письма и графический навык. Для ребенка, который соблюдает эти правила, письмо становится удобным, четким, быстрым.
Прежде, чем учить ребенка писать, необходимо обратить внимание на его посадку (позу) при письме:
*сидеть нужно прямо;
*спиной опираться на спинку стула;
*ноги должны стоять прямо на полу или специальной подставке
*руки должны опираться о край стола (парты, а локти выступать за край стола;
*тетрадь нужно придерживать левой (для праворуких) и правой (для леворуких) рукой.
Тетрадь должна лежать под наклоном. Нижний левый угол тетради должен находиться напротив середины груди пишущего.
При письме ручку следует положить на левую часть среднего пальца пишущей руки. Большой палец должен придерживать ее с левой стороны, а указательный – сверху, на расстоянии около 2 см от кончика стержня. Нужно следить, чтобы пальцы не были напряженными. Безымянный палец и мизинец слегка согнуты внутрь ладони. Рука должна опираться на сустав мизинца. Если указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не падает, значит, ребенок держит ее правильно. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. Поэтому важно сразу научить ребенка правильно сидеть при письме и правильно держать пишущий предмет. / 9 слайд/
/ 10 слайд/ Работа с родителями одно из направлений моей работы
Были проведены
Родительское собрание «Развитие графо - моторных навыков у старших дошкольников с ОНР»
Консультации «Развитие графо - моторного навыка у детей с ОНР», «Для чего нужна мелкая моторика, и как её развивать?»
Буклеты «Мелкая моторика», «Развиваем руку, развиваем речь»
Газета «Детский сад со всех сторон» на тему «Развитие графо - моторных навыков у старших дошкольников с ОНР»
Периодически показываем тетради родителям. / 10 слайд/
Итоговую диагностику проведу в середине мая.
Рефлексия Со следующего года планирую взять другую тему самообразования, но работу по РГМН буду продолжать.
/ 11 слайд/ Хочу порекомендовать книги по развитию графо - моторных навыков
И. А. Подрезова Школа умелого карандаша Конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевым нарушением
О. Б. Иншакова Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5-7лет
Лабиринты и дорожки
Подготовка к письму
Прописи Развиваем моторику рук
Е. В. Новикова Как подготовит руку к письму
Олеся Жукова Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем
Е. В. Горбатова Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.