Ирина Гурова
Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Публикация «Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (звуков окружающего мира, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.
Неречевой слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.
С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, шум пылесоса, стиральной машины, музыка и т. д. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Слуховые впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков.
Тем не менее неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат детей сосредотачиваться, улавливать и различать разнообразные звуки.
Справедливо считается, что узнавание неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха. Поэтому игры и упражнения на их узнавание широко используются в логопедической работе.
Кроме того, важно отметить, что уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей, т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.
При обучении важно научить ребёнка различению на слух следующих неречевых звуков:
- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;
- звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д. ;
- звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п. ;
- транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;
- звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
- звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.
Предлагаемые ниже игры, развивающие слух на материале неречевых звуков, можно проводить как индивидуально, так и с группой детей (вместе с братьями, сёстрами и с другими членами семьи).
* «Послушаем звуки» («Послушаем тишину»)
Игра может проводиться на прогулке и дома. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома во время грозы и др. Также обращайте внимание ребенка на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе, – собаки и кошки, вороны, голуби, воробьи, утки.
На прогулке в лесу обратите внимание ребенка на разнообразные звуки – шум ветвей деревьев, звук от падения шишек, стук дятла, скрип старых деревьев, плеск воды у берега и др.
Дома можно прислушаться к тиканью часов, звуку пылесоса, стиральной машины, кипению чайника, бульканью супа, шипению котлеты на сковороде, звону посуды, шуму текущей из крана воды и др.
После того, как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно, нужно предложить определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух). Можно устроить соревнование: «Кто больше звуков услышит?».
* «В мире звуков»
Взрослый сам издаёт звуки с помощью звучащих игрушек и других предметов, предлагает ребёнку их послушать, а затем самостоятельно их воспроизвести.
Для игры могут понадобиться различные предметы: бумага, полиэтиленовый пакет, книги, карандаши, палочки, камешки, ложки, кубики, мяч и другие игрушки.
Сначала взрослый знакомит ребёнка со звуками, получающимися при манипуляциях с предметами. Для этого можно помять, разрезать или порвать лист бумаги, листать книгу, уронить на пол кубик, постучать карандашами друг о друга, перелить воду из стакана в стакан, пошуршать целлофановым пакетиком. Также стоит привлечь внимание и к звучащим игрушкам (гремящим, пищащим). Затем ребёнок может сам воспроизвести звуки с помощью этих предметов.
* «Кто тебя позвал?» («Угадай игрушку по звучанию»)
После того, как ребёнок научился прислушиваться к звучанию предметов, можно начать организовывать игры на угадывание игрушек и других предметов по звучанию. Для начала нужно использовать небольшое количество контрастных по звуку игрушек. Затем, по мере возрастающих возможностей детей количество игрушек увеличивается.
Суть игры в том, что сначала взрослый предлагает ребёнку послушать, как звучат игрушки, затем убирает их за ширму (можно производить звуки за спиной у ребёнка). Ребёнок слушает издаваемый звук и угадывает, какая игрушка прозвучала. Если ребёнок ещё не научился называть слова, пусть он покажет, какая игрушка звучала. В этой игре можно поменяться с ребёнком ролями: он издаёт звуки, а взрослый угадывает игрушки и называет их.
* «Хитрый карандашик»
Взрослый ставит перед ребёнком несколько предметов из разных материалов: металлическую коробку, стеклянную банку, пластмассовый стаканчик, картонную коробку, деревянную шкатулку. При постукивании карандашом об эти предметы можно услышать разные звуки. Вначале взрослый даёт возможность ребёнку запомнить эти звуки, неоднократно воспроизводя их. После этого можно предложить ребёнку угадать, что звучит. Рекомендуется начать упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются и другие варианты звучаний.
* «Звучащая посудка»
Игра аналогична предыдущей, только вместо карандаша используется посуда из разных материалов и чайная ложечка. Ребёнок сначала слушает и запоминает звуки, а потом определяет, по какому предмету ударил взрослый.
* «Волшебная палочка»
Можно сказать, что эта игра является усложнением двух предыдущих. Для неё нужно найти (изготовить) «волшебную палочку». Этой палочкой ребёнок стучит по всем предметам, находящимся дома, прислушивается к звучанию. Пусть ребёнок запомнит, что как звучит, а затем уже по просьбе взрослого угадывает звучащие предметы. Палочку можно взять и на прогулку. Полезно меняться с ребёнком ролями – пусть он «озвучит» предметы, а взрослый их угадает.
* «Игра с бумагой»
Взрослый показывает ребёнку разные действия с бумагой, привлекая внимание к издаваемым звукам: мнёт, рвёт, режет ножницами. После этого взрослый выполняет эти действия за ширмой, а ребёнок угадывает. Далее можно добавить дополнительные действия с бумагой: разглаживание смятой бумаги на столе, складывание.
* «Занимательные коробочки (баночки)»
1 вариант
Для игры понадобятся одинаковые пластмассовые или металлические баночки или коробочки. Подойдут яйца от киндер-сюрпризов. В них помещаются разные сыпучие продукты или мелкие предметы (фасоль, горох, гречневая, манная, овсяная крупы, скрепки, мелкие камешки и др.). Ребёнку предлагается послушать звучание коробочек при их встряхивании. Затем, встряхивая коробочки, взрослый просит угадать, что в ней. Звуковые отличия могут быть незначительными для детей, поэтому количество баночек вначале ограничивается тремя, после чего постепенно увеличивается.
2 вариант
Баночки (коробочки) наполняются разным количеством мелких предметов. Например, в одну баночку помещается одно зёрнышко фасоли, во вторую – два или три, третью банку наполовину заполняют фасолью, а четвёртую – полностью. Сначала ребёнок запоминает звучание всех баночек, а потом угадывает их.
3 вариант
Разные баночки или бутылочки (можно использовать флаконы в виде игрушек от детских шампуней) наполняются разными сыпучими веществами. Ребёнок запоминает звучание, а потом угадывает игрушку.
* Игры с «пальчиковым бассейном»
Для игры понадобится пальчиковый бассейн, представляющий собой ёмкость, наполненную фасолью или горохом.
Сыпучие вещества «звучат» по-разному. В ходе упражнений с пальчиковыми бассейнами целесообразно привлекать внимание ребёнка к этим звукам. Особенно детям нравится слушать, как «звучит» фасоль. Эти звуки хорошо сравнивать со звуками воды. Вот некоторые игровые упражнения.
«Море шумит» Ребёнок осуществляет движения руками внутри «бассейна» слева направо и слушает, как «шумит море». Если это делать с разной скоростью, то «море» будет шуметь по-разному.
«Ручеёк» Ребёнок проводит ладонью или пальчиком по поверхности «бассейна» и слушает, как «журчит ручеёк».
«Тучка и дождик» Ребёнок держит фасоль (горох, сильно зажав её в кулачке, т. е. с напряжением. Это «тучка». Затем кисть постепенно расслабляется и фасоль медленно падает на поверхность «бассейна». Это «дождик». Внимание ребёнка привлекается к издаваемым при этом звукам. Кисть можно раскрывать с разной скоростью, или вначале медленно, а потом быстро. Соответственно, «капли» будут падать медленно или быстро.
«Ливень» Ребёнок набирает фасоль (горох) двумя руками, держит некоторое время. Затем через щёлку между ладонями выбрасывает её и слушает получающиеся при этом звуки.
Когда все эти движения и соответствующие звуки усвоены детьми, можно поиграть в «Звуковые загадки». Например, взрослый выполняет движение, а ребёнок угадывает, на что похож звук: на шум моря или журчание ручейка…Какой дождь прошёл: мелкий или крупный? Можно по очереди загадывать загадки друг другу.
* «Подбери пару по звучанию»
Для этой игры понадобится несколько пар ёмкостей, одинаковых по звучанию (яйца от киндер-сюрпризов, коробочки, баночки и т. д.). Начать, конечно же, нужно с небольшого количества пар (с двух или трёх). Затем, постепенно, количество пар увеличивается. Взрослый сначала показывает ребёнку, как играть в эту игру. Он встряхивает ёмкости, прислушиваясь к их звучанию, и ставит попарно те, которые гремят одинаково. Затем взрослый перемешивает коробочки и предлагает ребёнку самостоятельно подобрать пары по звуку.
* «Разложи по порядку» или «Что сначала, что потом?»
У взрослого несколько звучащих предметов. Их количество сначала небольшое (2-3). Взрослый знакомит ребёнка со звучанием предметов, предлагает ребёнку самому извлечь звуки. После этого взрослый издаёт звуки в определённой последовательности, и сначала на глазах у ребёнка. Задача ребёнка – вспомнить, какой предмет звучал сначала, какой потом и т. д. и разложить предметы в нужной последовательности. При этом ребёнок может воспроизводить звучание.
Усложнением игры является извлечение взрослым звуков без визуального контроля ребёнка и увеличение их количества.
* Цикл игр «Действуй по сигналу»
В этих играх дети учатся дифференцировать звуки по способу их воспроизведения, громкости, темпу звучания, и выполнять различные действия в соответствии с услышанным.
«Солнышко и дождик»
Взрослый сообщает ребёнку, что светит солнышко, и сейчас он пойдёт на прогулку и в это время звенит бубном. Ребёнок гуляет. После этого взрослый говорит, что погода испортилась, пошёл дождик, и начинает стучать в бубен. Ребёнок должен подбежать к взрослому, т. е., спрятаться от дождя. Взрослый объясняет ребёнку, что он должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
«Сильный и слабый дождь»
Взрослый предлагает ребёнку на громкие удары бубна или барабана шагать, а на тихие – прыгать.
«Большая и маленькая матрёшки»
Взрослый сначала показывает ребёнку, как идёт большая матрёшка (медленно, передвигая её по столу; затем маленькая (быстро). После этого просит ребёнка показать хлопками ходьбу и бег матрёшек. Затем взрослый за ширмой воспроизводит звуки, а ребёнок хлопает в том же темпе.
«Мишка и зайка»
Взрослый сначала показывает, как ходит мишка (медленно) и как прыгает зайчик (быстро). Ребёнок получает такую инструкцию: «Когда я стучу в барабан медленно – ходи как мишка, когда стучу быстро – бегай (прыгай) быстро, как зайчик»! Желательно повторить игру, меняя темп звучания барабана (медленный и быстрый) несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются, а после этого поменяться в игре ролями.
«Волк и зайцы»
Взрослый объясняет ребёнку, что на медленные удары в барабан на поляне будет гулять волк, а на быстрые – будут прыгать зайцы. Взрослый чередует быстрое и медленное звучание, а ребёнок выполняет соответствующие действия.
* «Найди игрушку»
Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе ребёнок подходит к игрушке, тем сильнее, громче хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем слабее, тише хлопки взрослого.
* Интерактивные игры
Для развития слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков можно использовать компьютерные игры. При этом можно подобрать материал, который соответствует возможностям ребёнка и, затем постепенно усложнять его (есть игры, в которых можно установить разные уровни сложности). Так, например, программа «Учимся правильно говорить» предлагает нам цикл игр на развитие умений различать неречевые звуки: «Музыканты», «Транспорт», «Наш дом», «Лес», «Колокольчики», «Дождик». Известный портал «Мерсибо» предлагает нам такие интересные игры для решения данной задачи: «Дикие животные», «Домашние животные», «Загадки звуков», «Кто сказал «Му?».
Систематические использование предложенных игр поможет ребёнку стать намного внимательнее, поможет развитию познавательной сферы, фонематического слуха, будет способствовать развитию его речи.
Желаем вам успехов!
Литература:
Бобкова М. Е. Узнавание неречевых звуков. http://logopedmurom.blogspot.com/p/blog-page_61.html.
- Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, изд. «Союз», 2000.
- Гурова И. С. Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Логопед, № 7, 2012 г., с 89-95.
- Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детство-пресс, 1998.
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М: Теревинф, 2007.