Светлана Липинцева
Консультация для родителей «Развитие слухового внимания»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей… Но младенец неспособен их различать и оценивать. Это умение приходит со временем. Оно необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно быть сформировано произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, формируется произвольное внимание. Дети все больше ориентируются на слово – название вещи, слово – оценку поведения других детей и своего собственного, слово – приказ, требование, побуждение. Роль речи, как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми. Словесная работа вызывает большое напряжение внимания и соответственно большую утомляемость.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие слухового внимания“» размещена в разделах
Направления работы
побуждать интерес к звукам окружающего мира и к звукам речи;
учить дифференцировать речевые и неречевые звуки; тихие и громкие звуки;
формировать умение определять направление и источник звука; локализовать звук в пространстве; соотносить количество звучаний с числом;
учить дифференцировать звукоподражания;
прививать навык локализовать и узнавать голос;
формировать умение различать голоса различной громкости; ориентироваться на смысл сказанного;
развивать речевую память; устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.
Задания
Для развития слухового внимания хорошо иметь различные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.
Покажите их малышу, продемонстрируйте, как они звучат, а потом предложите отвернуться и догадываться, на каком инструменте вы играете.
Обращайте внимание на «домашние звуки» : что там шумит?
Объясняйте: это шумит холодильник, стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т. д.
Говорите малышу: «Слышишь, как идет дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т. д.»
Сделайте вид, что вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же.
Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи.
Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки.
Рассказывайте ему о том, что вы видите.
Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете.
Детально проговаривайте с ребенком то, что с ним происходит или произойдет: «Мы сейчас оденемся», «как ты хорошо ешь кашу», «Мы сейчас пойдем гулять» и т. д. такой комментарий позволяет удерживать внимание ребенка к происходящему.
Игры и игровые приемы
«Где звенит будильник?». Любимые мишутка или зайка «прячут» будильник под шкаф, на полку, за дверь и т. д. Ребенок должен найти источник звука, по возможности об этом сказать или показать.
«Какие часы тикают?». Ребенок должен определить, какие часы издают звук, маленькие или большие и т. д.
«Солнце и дождик». Дети спокойно гуляют («солнце», когда звенит бубен («дождь», убегают в домик.
«Угадай, что делать?». При громких звуках погремушки дети машут флажками, при слабых звуках – опускают флажки на колени.
«Угадай, кто позвал мишку?». Дети угадывают товарищей по голосу, могут угадывать, как позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково и т. д.)