Ольга Пилипенко
Развитие словесного творчества старших дошкольников с нарушением зрения на основе полихудожественности
▼ Скачать + Заказать документы
У большей части старших дошкольников с нарушением зрения ограничен словарный запас, нарушена словарно-семантическая сторона речи, имеются грубые фонетико – фонематические нарушения, в значительной степени страдает внешнее оформление речи (выразительность, эмоциональность, связная речь отличается употреблением не более одно – двухсложных предложений, отсутствуют развернутые рассказы. Дети практически не используют в общении с взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действия и выразительным средством, используемым зрячими.
Публикация «Развитие словесного творчества старших дошкольников с нарушением зрения на основе полихудожественности» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу можно отметить для себя, что развитие словесного творчества старших дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-эстетической деятельности.
Анализ состояния проблемы по художественно-речевому развитию детей в практике работы современных дошкольных учебных заведений позволяет определить цели и задачи своей работы.
Цели:
- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства;
- овладение новыми методами, формами, приемами обучения и воспитания;
- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новых педагогических технологий и методик.
Задачи:
- приобщение детей к миру искусства;
- развитие словесного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления их с искусством, умения пользоваться образными выражениями в разговорной речи; «чувства языка»; желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки); коммуникабельности, умения общаться со взрослыми людьми и детьми в разных ситуациях;
- формирование четкой, грамотной речи; восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы; эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством; культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи;
- воспитание любви и интереса к художественному слову, нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения, эмоционального отклика и умения давать оценку доступным произведениям искусства;
- интеграция форм речевого развития во все виды деятельности.
Результаты проводимой работы:
- речь детей становится связной, выразительной, расширяется их словарный запас;
- дети становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость, сопереживать;
- охотно составляют рассказ или сказку на тему, выражают свои впечатления более ярко и образно;
- дети более уверенно используют невербальные средства общения (жесты, мимика, движения);
- у детей появился интерес к искусству в целом.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что решение задач по развитию словесного творчества старших дошкольников на основе полихудожественности способствует развитию их творческих и интеллектуальных способностей, речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, любовь к родному краю, к его истории, природе, труду людей, воспитанию таких качеств, как доброта, трудолюбие, взаимовыручка.