Мария
Методическая разработка «Зрительные гимнастики в стихах для дошкольников с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
ЗРЕНИЕ – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире – пожалуй, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Его утрата – огромное несчастье для человека.
90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности необходимо хорошее зрение.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества людей, страдающих нарушениями зрения. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей. У части из них данные нарушения – врождённые. В других случаях зрительная недостаточность развивается на фоне аномалий центральной нервной системы, обусловленных черепно-мозговыми травмами, антенатальной интоксикацией, последствиями перенесённых органических заболеваний центральной нервной системы. Часто возникновение нарушений зрения происходит из-за засилья в окружающем детей мире информационно-коммуникационных технологий, увлечения детей компьютерами и телевидением (и как следствие этого – снижение двигательной активности) и несоблюдения правил гигиены.
Публикация «Методическая разработка „Зрительные гимнастики в стихах для дошкольников с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.
Значительную часть времени пребывания детей в нашем дошкольном учреждении составляет лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа. Для развития остроты зрения, фиксации взора, бинокулярного зрения применяется специальное аппаратное офтальмологическое лечение. Но немаловажным методом коррекционной работы является систематическое использование гимнастики для глаз.
Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан в 1984году.
Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.
Так как в период лечения ребёнок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление по сравнению со здоровым, то и утомление у таких детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В связи с этим они хуже усваивают материал на занятиях. Восприятие становится неполным, интерес снижается, самочувствие ухудшается, а работоспособность падает. Мышцы глаз всё время находятся в напряжении. Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики - крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением.
При использовании гимнастики для глаз организм пробуждается от «спячки», включаются дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости. Начинают работать «спящие», дополнительные сигнальные импульсы, заставляя мозг расслаблять (или напрягать) глазодвигательные мышцы, мышечную систему.
Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Но дети с гораздо большей охотой делают её, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Гимнастика для глаз в стихах не только замечательный способ отвлечь ребёнка от переживаний и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный лад, дать заряд бодрости на целый день.
Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребёнка. Выполнение движений глаз с произнесением стихов превращает гимнастику в игру. Ребёнок, играя, довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.
Достоинство гимнастики в стихах заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, но они полностью окупаются возросшим объёмом внимания, сохранением и укреплением здоровья детей.
Таким образом, через зрительную гимнастику мы «обучаем» глаза детей хорошему видению.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения не только основа успешного усвоения знаний, развития познавательной деятельности, но и охрана, улучшение зрения.
Зрительная гимнастика – составляющая часть этой работы. Она не существует сама по себе, но продолжает и дополняет аппаратную тренировку зрительного анализатора, комплексно воздействует на развитие ребёнка и эффективно сочетается с развитием пространственной ориентировки и физическим развитием детей.
Цель зрительной гимнастики в стихах: восстановление и улучшение зрительных функций и психического здоровья. Благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма в целом.
В процессе проведения зрительной гимнастики в стихах, мы формируем у детей потребность в здоровом образе жизни, учим их различным приёмам улучшения зрения. И это нам удаётся, о чём свидетельствуют педагогические наблюдения, мониторинг и результаты офтальмологического исследования.
Зрительная гимнастика не существует сама по себе, но продолжает и дополняет аппаратную тренировку зрительного анализатора, комплексно воздействует на развитие ребенка и эффективно сочетается с развитием пространственной ориентировки и физическим развитием детей.
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. У детей быстрей восстанавливается работоспособность.
С помощью занимательных упражнений в стихах эффективней усваивают материал по лексическим темам.
Огород
В огороде мы гуляли, / круговые вращения глазами
За овощами наблюдали / широко открывают глаза
К солнцу тянется лучок / смотрят вверх
И горошка стручок. / смотрят влево
Вот морковка красная, / смотрят вниз
Девица прекрасная. / смотрят вправо
Справа- баклажан, капуста
Разрослись на грядке густо / моргают глазами
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали. / закрывают глаза
Фрукты
Вот фруктовый дивный сад! / круговое вращение глазами
Фрукты спеют для ребят, / широко открывают глаза
Тут и яблоки, и сливы, / смотрят вверх, вниз
Груши, вишни, мандарины. / смотрят вправо, влево
Осень
Листья жёлтые летят, / смотрят вниз, вверх
Под ногами шелестят. / смотрят влево, вправо
Солнце уж не припекает. / закрыть глаза
Это осенью бывает / смотрят прямо, зажмурить глаза
Зима
Деревья зимою, / смотрят вверх
Пронизаны ветром / смотрят вниз
И стужей самою. / закрыть глаз
И старые сосны, / глаза открыть, посмотреть вправо
И острые ели /посмотреть влево
Встают, как солдаты, / посмотреть прямо
Навстречу метели. / круговые движения глазами
Весна
К нам весна шагает /широко открыть глаза
Быстрыми шагами,
И сугробы тают / моргать
Под её ногами. / перемещать взор сверху вниз
Чёрные проталины / закрыть глаза
На полях видны / открыть глаза
Видно очень тёплые
Ноги у весны / посмотреть вниз
Лето
Песен полон лес и крика / круговые движения глазами
Брызжет соком земляника, / поморгать глазами
Дети плещутся в реке / закрыть глаза
Пляшет полка на цветке /глаза вправо, влево
Как зовётся время это? / широко открыть глаза
Угадать нетрудно… лето! / посмотреть прямо
Деревья. Листочки
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят / смотрят влево-вверх, вправо-вниз
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной / смотрят вверх, вниз
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат, / смотрят влево, вправо
Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать / круговые движения глазами
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Как я листиком шуршу / зажмуривают глаза, легко закрывают
За грибами
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки. / круговые движения глазами
Белочки скакали, / смотрят вверх
Рыжики срывали. / смотрят вниз
Лисичка бежала, / смотрят вправо
Лисички собирала / смотрят влево
Скакали зайчатки / смотрят вверх
Искали опятки. / смотрят вниз
Медведь проходил, / круговые движения глазами
Мухомор раздавил. / закрыть глаза
Домашние птицы
Гусыня
По лужку гусыня бродит, / круговые движения глазами
Из воды сухой выходит, / моргают глазами
Носит красные ботинки. / закрывают глаза
Дарит мягкие перинки / широко открывают глаза
Перелётные птицы
От полуденных лучей / закрывают глаза
Побежал с горы ручей, / смотрят вверх, вниз
И подснежник маленький / смотрят прямо
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы / смотрят вправо, влево
Работяги и певцы.
Воробьи у лужицы,
Шумной стайкой кружатся. / круговые движения глазами
И малиновка, и дрозд / смотрят на метку на стекле
Занялись устройством гнёзд: / моргают глазами
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке / смотрят прямо
Зимующие птицы
Сова
Удивляется луна: / широко открыть глаза
Засветились два окна, /смотрят влево, вправо
А за ними два крыла / моргают
Показались из дупла / посмотреть вверх
Тихо вылетела птица, / посмотреть вниз
Ночью ей в дупле не спиться. / широко открыть глаза
Если писк она услышит, / закрывают глаза
Плохо будет серой мыши /смотрят прямо
Домашние животные
Кот
Что за чудо из чудес! / Широко открыть глаза
Серый кот на шкаф залез / посмотреть вверх
Машет он хвостом, урчит. / глаза вправо, влево
Костя смотрит и молчит. / закрыть глаза
Кот под шкаф пенал загнал, / посмотреть вниз
Спрыгнул, зацепил карман,
Опрокинул чемодан. / круговые движения глазами
Долго Костя наблюдал,
А потом кота прогнал. / посмотреть на метку на стекле
Дикие животные
Медведь
Летом ходит по дороге / глаза влево, вправо
Возле сосен и берёз / посмотреть сверху вниз
А зимою спит в берлоге. / закрыть глаза
От мороза пряча нос. / широко открыть глаза
А весною, как проснётся, / моргают глазами
Из реки воды напьётся, / закрывают глаза
Ловит рыбу и рычит. / широко открывают глаза
Здесь медведь уж не молчит. / смотрят прямо.
Животные жарких стран
«Жираф»
В зоопарке жил жираф,
У него был добрый нрав / посмотреть влево, вправо
Никого не задевал,
Всем приветливо кивал / поднять глаза вверх, опустить вниз
Но порой его приветы
Оставались без ответа. / посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)
И тогда серчал жираф,
Несмотря на добрый нрав. / поморгать глазами, закрыть, открыть глаза
Животные Севера
Ветер, снег и лёд - / круговые движения глазами
Не мечтай о тепле, / закрыть глаза
Кто там живёт, / широко открыть глаза
На холодной земле?
Морж, песец и тюлень / посмотреть вправо, влево
Любят ветреный край,
Белый мишка, олень- / посмотреть вверх, вниз
Для них Север – как рай / закрыть глаза
Мама
Дружно помогаем маме, / круговые движения глазами
Мы белье полощем сами
1-2-3-4- потянулись, / посмотреть вверх
Наклонились / посмотреть вниз
1-2-3-4-5- надо полоскать опять / посмотреть вправо, влево
Полоскали, полоскали,
А потом бельё отжали / закрыть глаза
За прищепки прицепляли, / поморгать
Ветерок на помощь звали. / посмотреть прямо
Ветер, ветер прилетай / круговые движения глазами
Нашей маме помогай /широко открыть глаза
Одежда. Обувь
Сшила мама дочке платье голубое / посмотреть прямо
Платье голубое с белою каймою. / посмотреть вверх, вниз
До чего нарядно / посмотреть вправо, влево
Весело глядеть! / посмотреть прямо, улыбнуться
Надо это платье к празднику одеть / поморгать глазами
Мама дочке туфли / посмотреть прямо
Новые купила / посмотреть вниз
Дочке говорила: / посмотреть прямо
-До чего нарядно / круговые движения глазами
Весело глядеть!
Надо эти туфли к празднику надеть! / посмотреть прямо
Посуда
Сковородка не простая- / посмотреть прямо
На плите как золотая / нарисовать глазами квадрат
Рыба жарится, котлеты, / посмотреть вправо, влево
Белоснежные омлеты / закрыть глаза
Приготовит всё она- / открыть газа, поморгать
Вот какая сковорода! / посмотреть прямо
Мебель
Стол высокий, а стул ещё выше, / посмотреть вверх, вниз
Есть у каждого свои крыши. / посмотреть вправо, влево
На одной из них сидят, / поморгать
На другой - блины едят. / посмотреть прямо
Есть кровать, на ней лежат. / закрыть глаза
А в шкафу бельё хранят / открыть глаза
Новый год
С новым годом! С новым годом! / посмотреть прямо, улыбаются
Здравствуй, Дедушка Мороз / широко открывают глаза
Он из леса мимоходом / круговые движения глазами
Ёлку нам уже принёс
Наша ёлка высока, / посмотреть вверх, вниз
Наша ёлка широка, / посмотреть слева на право
Не достанешь до макушки, / посмотреть вверх
Вот какая красота! / смотрят прямо, улыбаются
Страна
На карте мира – части света - / посмотреть вверх, вниз
Как на ладони вся планета. / посмотреть вправо, влево
Здесь виден каждый океан, / круговые движения глазами
Очерчены границы стран.
Страна родная всех дороже - / закрыть глаза
Она видна на карте тоже, / широко открыть глаза
Её Россией мы зовём, / поморгать глазами
Границы свято бережём. / посмотреть прямо
Город Кострома
В Золотом кольце России
Город славный - Кострома,
Как жемчужина в короне
Величава и скромна. / посмотреть влево, вправо
Над широкой вольной Волгой
Золотые купола,
Ты всегда хранимой богом
У костромичей слыла. / посмотреть сверху-вниз, снизу-вверх
С каждым годом хорошеешь,
Обновляешься, растёшь, / круговые движения глазами
Сохраняя статус древний,
В ногу с временем живешь. / поморгать глазами, закрыть глаза
Транспорт
Кораблик
По реке плывёт кораблик, / смотрят на метку на стекле
Он плывёт издалека / смотрят вдаль
На кораблике четыре / посмотреть вверх, вниз
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке / посмотреть вправо, влево
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки, / глаза закрыть
Только кошки да коты / глаза открыть
Правила дорожного движения
Светофор
Три света есть у светофора, / посмотреть вверх, вниз
Они понятны для шофёра: / поморгать глазами
Красный свет – проезда нет, / широко открыть глаза
Жёлтый – будь готов к пути, / закрыть глаза
А зелёный свет – кати! / посмотреть вправо, влево
Профессии
Врач
Простудился мальчик Шура.
Поднялась температура. / широко открыть глаза
У него неважный вид.
И на помощь врач спешит. / посмотреть влево, вправо
Чтобы снять температуру
Доктор выпишет микстуру. / посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний
Улыбнется: «Будь здоров!»
Нам никак без докторов! / круговые движения глазами
Говорю серьезно вам:
— Честь и слава докторам! / легко закрыть глаза
Школа
Семь ночей и дней в неделе, / круговые движения глазами
Семь вещей у нас в портфеле. /поморгать глазами
Промокашка и тетрадь, / посмотреть вверх,
Ручка есть, чтобы писать
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно. / посмотреть влево, вправо
И пенал, и карандаш, / широко открыть глаза
И букварь - приятель наш. /зажмурить глаза, закрыть глаза
Насекомые
Прилетела к нам вчера / широко открыть глаза
Полосатая пчела, / поморгать глазами
А за нею шмель – шмелёк / посмотреть вверх
И весёлый мотылёк / посмотреть вниз
Два жука и стрекоза, / посмотреть вправо, влево
Как фонарики глаза /круговые движения глазами
Пожужжали, полетали, / поморгать глазами
От усталости упали / закрыть глаза
Рыбы
Сом
Под корягой дремлет сом,
Шевелит усами… / легко закрыть глаза
Ну какой же это сон,
Посудите сами? / круговые движения глазами
Чуть прилег, и вдруг налим
Очутился рядом с ним, / посмотреть влево, вправо
В самой гуще камыша
Два поссорились ерша. / посмотреть влево, вправо
Щука щелкнула зубами…
Что за сон – судите сами! / поморгать глазами
Сом усами шевельнул,
Рассердился и … заснул. / зажмурить глаза, легко закрыть глаза
Литература
1. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе /Л. П. Григорьева, М. Э. Вернадская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева – М. : Школа-Пресс, 2001.
2. Демирчоглян Г. Г. Как сохранить и улучшить зрение /Г. Г. Демирчоглян. – Донецк: Сталке,1997.
3. Жохов В. П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией /В. П. Жохов, Е. А. Кормакова, Л. И. Плаксина. – М. : ВОС, 1989.
4. Кудряшова Н. И. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. /Н. И. Кудряшова. – М. : 1995.
5. Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение /Г. В. Никулина, Л. В. Фомичёва. – С-Пб. : Детство-Пресс, 2002.
6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С-Пб. : Детство-Пресс, 2004.
7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида / под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : 1998г.
8. Электронные ресурсы: http://www.razumniki.ru/stihi_o_rybah.html ; http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/8984-stixi-pro-vracha-doktora ; http://doshkolenok.kiev.ua/skazki-legendy/441-stihi-o-vremenah-goda.html ; http://www.alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/semeinaja-biblioteka/stihi-dlja-doshkolnikov.html .