Елена Напалкова
Проект «Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения
Участники проекта: Учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы, родители.
Тип проекта: Практико – ориентированный.
Срок реализации: Долгосрочный (сентябрь – май)
Актуальность проекта:
Публикация «Проект „Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Проекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования восприятия у детей.
Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. При амблиопии и косоглазии за счет снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, поля взора глазодвигательных и других функций анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности. Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине предметов, о расстоянии. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с нарушениями зрения, затрудняют знакомство с окружающим миром. Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т. е. дети должны овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.
Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.
Проблема: Недостаточно эффективно используются игры и упражнения для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения
Причины:
1. Педагоги ДОУ не используют в полной мере в деятельности игры и упражнения для развития сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения
2. Недостаточно создано условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов; обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.
3. Недостаточное понимание родителями значения развития сенсомоторики у детей с нарушением зрения
Цель: Эффективное использование игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения
Задачи:
1. Мотивировать педагогов к использованию в разных видах деятельности игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения
2. Создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов; обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.
3. Развивать компетентность родителей в вопросах значения развития сенсомоторики у детей с нарушением зрения
Мероприятия:
I.
Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования
Консультировать педагогов «Игры и упражнения по развитию сенсомоторной сферы детей с нарушениями зрения»
Дать рекомендации для воспитателей «Как и зачем развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию у дошкольника»
Планировать совместную коррекционную работу с педагогами по использованию игр и упражнений по развитию сенсомоторной сферы в процессе индивидуальной работы с детьми и режимных моментах
В результате проведения педагогической диагностики определить уровень развития сенсомоторных процессов у детей.
II
Изучить коррекционно-развивающю среду в группе, влияющую на развитие сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения
Разработать рекомендации «Методы и приемы проведения коррекционной работы по сенсомоторному развитию»
Создать картотеку игр и упражнений по сенсомоторному развитию
III
Консультировать родителей по теме: «Сенсомоторное развитие детей с нарушением зрения»
Разработать практические рекомендации для родителей по использованию игр по развитию сенсомоторики в домашних условиях:
«Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения»
«Развитие тактильной чувствительности пальцев рук у детей с нарушением зрения» (игры и упражнения)
Организовать выставки игр и упражнений
Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игр и упражнений
Продукт:
комплект методических рекомендаций для педагогов
картотека игр и упражнений по развитию сенсомоторной сферы у дошкольников с нарушениями зрения
копилка дидактических игр
комплект методических рекомендаций для родителей
Ожидаемый результат. Формирование многогранного полифункционального представления об окружающей действительности у детей с нарушением зрения на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств
Критерии эффективности:
повышение уровня развития зрительного восприятия;
овладение ориентировкой в окружающем пространстве;
повышение уровня развития слухового восприятия;
повышение уровня развития осязания и мелкой моторики;
повышение уровня развития зрительно-моторной координации.
Обследование уровня сформированности сенсомоторных процессов проводится в рамках Педагогической диагностики (мониторинга) по «Схеме обследования дошкольника с нарушенным зрением», предложенной дефектологами Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга г. Санкт-Петербурга (опубликована в методическом пособии «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением», под ред. Л. М. Шипицыной, науч. рук. В. А. Феоктистова).
Условия сенсомоторного развития дошкольников с нарушениями зрения:
специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями; двигательно-игровое пространство
подбор пособий для организации поисково-практической, познавательной и коррекционной деятельности детей; пособий по развитию сенсорных навыков
использование наглядности, оборудования для занятий музыкой, и другими видами деятельности (продуктивной, познавательной)
создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Направления работы по сенсомоторному развитию:
Моторика и графомоторные навыки
Тактильно-двигательное восприятие»
Кинестетическое и кинетическое развитие
Восприятие формы, величины, цвета
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств
Восприятие пространственных отношений
Восприятие временных отношений
В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.
Система работы
Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:
В совместной деятельности с воспитателем
В самостоятельных играх со сверстниками
В коррекционной деятельности с тифлопедагогом
На занятиях с музыкальным руководителем
На занятиях по физическому развитию
В совместной деятельности с родителями
Вывод: Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей с нарушением зрения позволит сформировать у детей знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.
Список литературы
1. Агаева Е. Л., Брофман В. В., Булычёва А. И. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М. Просвещение, 1991.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М, - 2008
3. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – 2-е изд., дораб. – М. : Школьная Пресса, 2007
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Beнгеpa.- М. : Просвещение, 1978.
5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М. : Просвещение, 2009
6. Мясникова Л. В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006.
7. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Калуга: издательство «Адель», 1998;
8. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. - М. : ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.
9. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М. : РАОИКП, 1999
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Просвещение, 1997. – С. 3-158.
11. Рудакова Л. А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. - М., 1995.
12. Ремезова Л. А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. - Тольятти. 2002.
13. Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.
14. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. – СПб. : Образование, 1995