Антонина Вячеславовна Кемаева
Художественно-развивающая среда как средство развития творческих способностей у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку очень важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда в которой происходит воспитательный процесс.
Художественно – развивающая среда – это пространство, окружающее ребенка, позволяющее ему быть творческим человеком, используя свой творческий потенциал. Очень большая роль отводиться оформлению пространства в детском саду, творческая зона должна быть яркой и красиво оформленной, что способствует развитию эстетического вкуса у дошкольников. Разумеется, мало окружать детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту беречь и ценить ее.
У детей в очень раннем возрасте проявляется интерес к творчеству. После того, как ребенок обнаружил способность карандаша, фломастера и т. д. оставлять след на листе бумаги, ему становится интересно: «Где же еще может рисовать?». И он начинает поиск новых предметов, которые смогут удовлетворить его желание рисовать, что является абсолютно естественным процессом проявления исследовательской деятельности. Рисовать на листе бумаги ребенку становится, уже не интересно, и любопытство берет верх. Так он находит новые предметы, среди которых, конечно же стены и обои. И когда родители сталкиваются с детским творчеством такого рода, они не знают, как действовать, и часто совершают ошибку, наказывая ребенка. Отнимание предметов для творчества или раздражение со стороны взрослых еще больше может усугубить ситуацию. Дети очень часто на запрет взрослых отвечают протестом, что выражается в капризном поведении ребенка и требовании вернуть предметы.
Наш детский сад работает в инновационном режиме по художественно – эстетической направленности, и исходя из этого вся наша работа строится в данном направлении. Исходя из этого я оформила творческий уголок для детей, и сотворчества детей с родителями, основная цель которого является, активизация детского художественно - эстетического творчества, обогащение опыта творческой деятельности, развитие эстетических способностей.
Стены я оформила нетрадиционным способом, на одной из которой располагается маркерная раскраска.
Маркерная раскраска – это рисунок выполненный от руки черной акриловой краской с последующим нанесением на него специального маркерного покрытия (на основе эпоксидной смолы, после его высыхания, стена приобретает гладкую и глянцевую поверхность, на которой можно рисовать обычными маркерами на водной основе (для белых досок, а также можно использовать и меловые маркеры, которые с легкостью убираются обычной салфеткой. Здесь я нарисовала необычный сказочный городок, с красивыми домиками.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3470793-1739535470.jpg)
Следующая стена так же оформлена в неординарном формате.
Грифельная стена – это по сути специальная краска, которая наносится на заранее оформленную и подготовленную стену, после высыхания которой, на ней можно рисовать мелками. В данном случае это комбинированный рисунок, он выполнен двумя видами красок. Карандаши и кисточки в стакане выполнены акриловой водно –десперсионной краской путем смешения колеров для получения нужного оттенка, а само полотно выполнено грифельной зеленой краской. Раскрашивание раскраски и рисование на грифельной стене способствует развитию пространственного мышления, чувство цветовой гармонии, развитию мелкой моторики пальцев рук, так же положительно сказывается на становлении детской речи.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 В детском саду ребенку очень важно чувствовать себя любимым и неповторимым](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3470793-1739535091.jpg)
Теперь в нашем саду детям предоставляется такая возможность порисовать на стенах. Первое знакомство детей с такого рода стенами вызвали восторг и положительный отклик от родителей, что дома нельзя рисовать на стенах, а в садике можно, тем более полотна имеют достаточно большие размеры.
Помимо маркерной раскраски и грифельной стены, так же продумала уединенную зону свободного сотворчества детей и родителей. Здесь можно поиграть в настольные игры, рисовать, собирать пазлы, рисовать нитками в стиле «Стринг- Арт», и т. д. Вместе с тем, совместная работа ребёнка с родителями нацелена, прежде всего, на налаживание взаимоотношений со своим малышом в процессе творческого замысла и совместного труда по его реализации, на превращение вынужденного сотворчества в искреннее и настоящее содружество.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Поэтому важным является и среда в которой происходит воспитательный процесс](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3470793-1739535137.jpg)
В дошкольном возрасте у детей уже явно выражено желание показать себя, как-то заявить о себе и своих способностях, продемонстрировать взрослым своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, но личного опыта и ресурсов для этого у него пока слишком мало. И совместное с родителями творчество даёт им такую возможность. Творческий уголок находится в холле в открытом доступе, для детей, а так же сотворчества детей с родителями. Поэтому каждый желающий может посетить его в любое время и «окунуться» в спокойную, дружелюбную и творческую атмосферу.