Папки-передвижки

Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения посредством дидактического пособия «Волшебный песочек»

Оксана Рулина
Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения посредством дидактического пособия «Волшебный песочек»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения с использованием "ВОЛШЕБНОГО ПЕСОЧКА"

Цикл коррекционных занятий, направлен на развитие : зрительного восприятия, прослеживающей функции зрительного анализатора и, в частности, его глазодвигательной функции, соотнесения действий глаз-рука, мелкой моторики, ориентировке в микропространстве, потребности в игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной активности, а также всех психических процессов и личности в целом.

Публикация «Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения посредством дидактического пособия „Волшебный песочек“» размещена в разделах

Дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Анализируя литературу, мы натолкнулись на интересные методические разработки, где использовались игры с песком. Методика использования песка была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила 2 цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, другой - водой, и приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали их в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали К. Юнгу идею песочной терапии. По мнению К. Юнга песок пропускает воду, поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Швейцарский аналитик Дора Калфф для обучения детей с ограниченными возможностями развития использовал уникальные возможности песка, которые до него практически не использовались.

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение жизни во Вселенной. Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Ребенок, играя в песок, получает первые знания, жизненный опыт, познает события и законы окружающего мира, что особенно важно для детей с нарушением зрения.

Дефектологи нашего МБДОУ, наблюдая за детьми с нарушением зрения, отметили их повышенный интерес к самовыражению в песке, что натолкнуло на мысль о возможности использовать песок в коррекционно-развивающей работе.

Для дидактической игры «Волшебный песочек» мы разработали и используем следующее оборудование:

1. Ящик размером 55x60x7 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать объект (ящик) взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика имеет белый матовый окрас с подсветкой, фиксируемый контрастной окантовкой (темно-синий цвет). Для индивидуальных занятий с подгруппой детей используется пластмассовые песочницы, размером 13x20, с плотной крышкой, песок в которых можно обрабатывать, согласно требованиям СанПина.

2. Чистый просеянный песок, не слишком крупным или слишком мелким, которым заполняется меньшая часть ящика, по цели занятия он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.

3. В набор могут входить: различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

Наши дети с нарушением зрения с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы предприняли попытку проводить игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема.

Нами был разработан алгоритм занятий с использованием дидактического пособия «Волшебный песочек», которое вызвало огромный интерес у детей.

По нашему мнению, начинать следует со знакомства с песком и тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком:

Примерный алгоритм занятий: «- Здравствуй, давай с тобой поиграем с песком. Давай поздороваемся с ним. Опустим в песочек руки. Что ты чувствуешь, песок какой - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай проползем каждым пальчиком «змейкой» по песочку».

Следующий шаг, который делает тифлопедагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.

Параллельно с этим важно помогать детям, делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики : пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом, дети, рисуя песком, репродуктируют деревья, животных, транспорт, дома. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.

При устойчивом овладении действий с песком в разных его качествах, можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Педагог готовит необходимые «песочные декорации», атрибуты сказки (рельефные изображения героев сказки) и рассказывает сказку и рукой ребенка передвигает фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

С помощью игр на песке можно изучать грамоту и счет (примерные конспекты прилагаем).

Занятия с дидактическим пособием «Волшебный песочек» являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

В ходе занятий мы выяснили, что действия детей с песком можно условно разделить на следующие типы:

• совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

• организация сюжетов, создание композиции.

При создании песочных композиций пособие позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Работа с пособием «Волшебный песочек» позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.

Кроме того, «Волшебный песочек» - прекрасный тренажер для развития прослеживающей функции зрительного анализатора и, в частности, его глазодвигательной функции, соотнесение действий глаз-рука, развитие мелкой моторики, ориентировке в микропространстве, развитие потребности в игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной активности, а также развитие психических процессов и личности в целом. Пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, к трудовой деятельности, для овладения специальными движениями.

Программа комплексного развития и коррекции разных сторон психики детей с нарушением зрения предполагает 4 цикла обучения, которые имеют следующие направления работы:

Тема программы Цели:

Цикл 1 - ориентировочный

Чувствительные ладошки - пробуждение интереса, стимуляция внимания;

- знакомство со средой;

- пробуждение интереса к занятиям;

- обучение специальным движениям и их тренировка;

- развитие внимания, связанного с координацией движений;

- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

- развитие речи, памяти, мышления.

Цикл 2 - переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой

Секреты сухого и мокрого песка - пробуждение интереса, стимуляция внимания;

- сравнение качеств сухого и мокрого песка;

- развитие внимания, связанного с координацией движений.

Цикл 3 - переход к самостоятельным действиям

Путешествие по песочной стране - формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;

- развитие тонких тактильных ощущений;

- развитие умения действовать по инструкции;

- развитие пространственной ориентации;

- учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Цикл 4 - подготовка к самостоятельной жизни

Познавательные игры на песке - усовершенствование координации движений, мелкой моторики,ориентации в пространстве;

- стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности,

- усовершенствование навыков позитивной коммуникации;

- закрепление представлений об окружающем мире;

- «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Используемая литература

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей., С-Петербург, 1998.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. СПб, 1998.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. СПб, «Детство-пресс», 2001.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь», 2002.

5. Эль Г. «Человек, играющий в песок». Динамическая песочная терапия., СПб, «Речь», 2007.

6. ХайдиКэдьюсон, Чарлз Шефер. «Практикум по игровой психотерапии», СПб, «Питер», 2001.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии», СПб, «Речь», 2003.

8. Катаева А. А., СтребелеваЕ. А., «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», Книга для учителя, М., 1993.

9. Родина А. М. Работа с песочницей // Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001.

10. Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. - М. : Смысл, 1997.

11. Материалы сайтов: https://festival.1september.ru.

12. Стебенева Н. Город на песке (по материалам сайта)

Публикации по теме:

Доска тактильных ощущенийДоска тактильных ощущений Предлагаю вашему вниманию пособие "Доска тактильных ощущений. " Ни для кого не секрет,что тактильные ощущения это одна из форм общения ребёнка.

Консультация «Развитие детей при помощи дидактического пособия «Деревянный домик с набором кукол и мебели»Консультация «Развитие детей при помощи дидактического пособия «Деревянный домик с набором кукол и мебели» Информационная карта 1. Название идеи Дидактическое пособие «Деревянный домик с набором кукол и мебели» 2. Ф. И. О. участников Вдовиченко.

Дидактическое пособие для развития тактильных ощущенийДидактическое пособие для развития тактильных ощущений Добрый вечер уважаемые коллеги!Хочу представит вашему вниманию дидактическое пособие на тактильность. С первых шагов ребенок познает мир.

Консультация для воспитателей «Драматизация художественных произведений и развитие речи детей с нарушением зрения» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее Идет развитие духовного мира.

Мастер-класс по изготовлению альбома для развития тактильных ощущений у детей дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению альбома для развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста Для занятий с дошкольниками мне необходимо было пособие на развитие тактильных ощущений, и я решила сделать альбом. Для этого я подобрала.

Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения Актуальность проблемы формирования и развития бытовых навыков у детей с нарушением.

Консультация для педагога-дефектолога «Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения» Нарушение остроты зрения, прослеживающей функции глаза и локализации взора ведет к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют.

Развитие математических представлений о геометрических фигурах у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр Актуальность Первые элементарные математические представления у ребенка могут сформироваться только под влиянием взрослого. Чаще всего.

Развитие творческой активности у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Творчество доступно всем!» Только в атмосфере творческого созидания рождается счастливая и радостная жизнь любого ребёнка. Чем может без.

«Волшебные деревья» для развития тактильных ощущений«Волшебные деревья» для развития тактильных ощущений Здравствуйте, уважаемые маамовцы! К новому учебному году мы с детьми полготовительной группы приготовили волшебные деревья - дидактическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения посредством дидактического пособия «Волшебный песочек»
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 14:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения посредством дидактического пособия «Волшебный песочек»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Рулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД