ольга осипова
Занятие: понятие, сущность и практические решения в соответствии с ФГОС додля дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Организация образовательной деятельности дошкольника является одним из самых сложных направлений в работе воспитателя. Долгое время в среде педагогов дошкольного образования отсутствовала единая позиция по вопросам, связанным с занятиями. Даже сам факт их проведения оспаривался и понимался по-разному в каждой образовательной программе.
Опираясь на принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, направленные на реализацию Программы в формах, специфических для дошкольников (игра, познавательная, исследовательская, творческая деятельность) во многих образовательных программах занятия растворились в гибком режиме дня, занимая промежуточное положение между утренним кругом и самостоятельной деятельностью детей в игровых уголках.
Слайд 2
Замена занятий играми и проектной деятельностью связана также с отсутствием в нормативных документах термина «занятие» и использованием понятия «образовательная деятельность», значение которого также не расшифровано и может быть понято достаточно широко.
Владимир Товиевич Кудрявцев отмечает, что педагогическая теория и практика конца двадцатого века «подвергла профанации понятие деятельность, сделав его дежурным и ни к чему не обязывающим», так как в сложившейся системе дошкольного образования «фактически отсутствует специальная работа по формированию деятельности детей».
К деятельности детей относят «любую форму детских занятий, любую организованную форму активности ребенка». Это утверждение актуально и в начале двадцать первого века, когда реализуя принципы ФГОС ДО, связанные с поддержкой инициативы ребенка и его активностью в выборе содержания образования, детские сады почти отказались от занятий как формы организации обучения детей. Конспекты образовательной деятельности воспитателей стали похожи на сценарии праздников и развлечений, наполненные играми, сказочными героями и сюрпризными моментами.
Слайд 3
В отсутствие четкого понятия того, как организовывать образовательную деятельность ребенка, педагоги применяют различные подходы:
• средовой подход – педагог не проводит занятие, но организует тематическую среду или наполняет игровые уголки материалами, с которыми дети могут заниматься самостоятельно (раскраски и прописи в уголке рисования, схемы построек в зоне кубиков и т. д.) и представляет созданные возможности детям;
• игровой подход – педагог проводит занятие, состоящее из нескольких дидактических игр и игровых заданий, объединенных общей темой или развивающей задачей;
• школьный подход – педагог проводит занятие в форме урока, на котором объясняет детям материал и дает задание на применение изученного материала (познакомились с цифрой – найдите эту цифру на листах с заданиями и обведите/раскрасьте);
• проектный подход – педагог создает для детей проблемную ситуацию и вместе с ними планирует мероприятия по решению этой проблемы.
(Например, поиск ответа на вопрос «Сколько детей в нашем детском саду?» приведет дошкольников в кабинет заведующего, привлечет к ведению записи ее ответа, продумыванию способа проверки полученных данных, например, посетив группы и пересчитав детей. В рамках проекта дошкольники научатся ставить вопросы и искать на них ответы, применяя имеющиеся знания и получая новые).
Слайд 4
Многообразие подходов к организации образовательной деятельности дошкольников вызывало расхождения в построении образовательного процесса, планировании режима дня, затрудняло общение с родителями. Поскольку многие родители современных дошкольников ориентированы на раннее развитие детей, дошкольное образование рассматривается ими как подготовка к школе. Отсутствие занятий в режиме дня, их замена проектной и игровой деятельностью вызывали у родителей вопросы и претензии.
Исходя из перечисленных сложностей, особую актуальность имеет в настоящий момент внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования. Этот документ содержит подробное описание содержания образовательной деятельности по каждой возрастной группе дошкольников, а также дает определение занятия, которое «рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.
Слайд 5
Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее.
В рамках отведенного времени педагог может организовывать образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания».
Таким образом, в федеральной образовательной программе проведено разграничение между разными формами организации образовательной деятельностью детей и занятие выделено в отдельный вид, отличный от дидактических игр, путешествий, драматизаций, экскурсий и других творческих форматов взаимодействия педагога и ребенка. Если занятие представляет собой «занимательное дело» и деятельность по освоению ребенком какой-то образовательной области, не являясь при этом дидактической игрой или игровой ситуацией, необходимо проанализировать его сущность. Важно выявить, каким образом может быть организовано занятие так, чтобы оно не превращалось в развлечение, а имело развивающий характер.
Слайд 6
На основе определения, сформулированного в федеральной образовательной программе, мы выделили виды занятий, и привели примеры, как каждый вид может быть реализован на практике.
Таблица 1. Виды организации занятий дошкольников в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования.
вид описание пример
Образовательная ситуация Взрослый создает для ребенка ситуацию знакомства с понятиями, предметами, их свойствами и назначением, показывает, как использовать эти предметы и понятия, обучает приемам деятельности Взрослый знакомит ребенка с изобразительными материалами и инструментами (краски и кисть) и учит ими рисовать
Тематическое событие Взрослый насыщает совместную с ребенком деятельность символами и атрибутами определенной тематики, погружая ребенка в тему и раскрывая ее сущность. Для празднования Масленицы взрослый вместе с детьми изучает рецепт блинов, замешивает тесто и печет блины. Вместе со взрослым дети разучивают масленичные стихи, пословицы, заклички, готовят сувениры и тематические украшения интерьера группы.
Проектная деятельность Взрослый создает условия для самостоятельной разнообразной поисковой деятельности детей по решению конкретной проблемы. Взрослый предлагает детям переставить мебель в группе. Чтобы решить эту проблему дети в течение нескольких дней осуществляют подготовительные мероприятия: измеряют площадь группы и соотносят с ней размеры мебели, чертят план помещения, изготавливают бумажные модели предметов мебели в масштабе начерченного плана, с помощью которых моделируют различные варианты расстановки, выбирают оптимальный вариант и вместе со взрослыми переставляют мебель.
Проблемно-обучающая ситуация, интегрирующая содержание образовательных областей Взрослый создает для ребенка проблемную ситуацию, решение которой возможно только при использовании знаний и умений, относящихся к разным образовательным областям и, возможно, приобретенным на предыдущих занятиях.
Взрослый сообщает будущим первоклассникам подготовительной группы, сколько должен весить наполненный школьный портфель и предлагает собрать ранец в соответствии с рекомендованным весом. Дети самостоятельно осуществляют поиск решения проблемы – определяют, что должно лежать в портфеле, пользуются весами или безменом, убирают лишние предметы или добавляют недостающие до нужного веса.
Проанализировав каждый из приведенных видов организации занятий, мы приходим к выводу, что все они должны проводиться на основе активного участия взрослого, причем основным условием эффективности будет занимательный характер предлагаемой взрослым деятельности.
Это значит, что интерес детей к занятию должен быть обусловлен не ярким его оформлением (музыка, презентация, костюмы героев или воспитателя, а желанием дошкольника выполнять «занимательное дело». Выбор такого «дела» происходит на основе видов детской деятельности, перечисленных во ФГОС ДО – игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная.
Слайд 7
Снова возникает вопрос, как привлечь дошкольников к такому делу-занятию и заинтересовать их предлагаемой работой? Воспитатели тратят много времени и сил на продумывание и подготовку мотивационного этапа занятия – сочиняют стихи и загадки, изготавливают «волшебные мешочки» и «сундучки с секретами», озвучивают презентации и создают эффект присутствия героя, задающего детям вопросы и задания.
Неужели можно обойтись без всего этого и просто предложить дошкольникам совместное творчество? Следуя логике федеральной образовательной программы дошкольного образования заключаем, что если в основе занятия лежит действительно занимательная деятельность, то ребенок сам захочет принимать в ней участие, и не будет нуждаться в дополнительном мотивировании.
Однако, не всегда даже очень интересная деятельность бывает сразу привлекательна и понятна для ребенка. Воспитателю важно не просто на мгновение завладеть вниманием дошкольника, позвенев в колокольчик или показав яркий мешочек с игрушками, а представить саму предлагаемую деятельность и ее достоинства. Такой подход требует от педагога не использования разнообразных сюрпризных моментов, а продумывания привлекательного для детей характера деятельности на занятии.
Слайд 8
Анализ определения, данного в федеральной образовательной программе, позволяет нам предложить некоторые варианты привлечения детей к занятию как к выполнению интересной занимательной деятельности.
.
Таблица 2 Варианты привлечения детей к занятию.
Условие привлекательности занятия для детей пример
Актуальные интересы дошкольников Дети старшей группы интересуются динозаврами. Педагог предлагает дошкольникам нарисовать динозавра; сконструировать его фигуру из различных материалов; измерить или взвесить игрушечных динозавров, сравнить их рост и т. д. Дети будут выполнять задание, поскольку оно позволяет удовлетворить их актуальные интересы – играть с динозаврами и узнавать про них.
Желание детей Педагог начинает заниматься каким-то видом деятельности (рисует, лепит, конструирует, рассматривает картинки и т. д.) и приглашает желающих присоединиться. Часть детей включается в совместную деятельность по желанию (первая подгруппа). Остальные дошкольники, играя, наблюдают за занятием, и у них тоже появляется желание принять в нем участие (вторая подгруппа).
Включение детей дошкольного возраста в процесс сотворчества Педагог начинает заниматься творческой деятельностью (рисует плакат, планирует проект, придумывает, как украсить группу, изготавливает декорации, маски и т. д.). Дети заинтересовываются работой педагога, задают вопросы. Воспитатель обозначает детям проблему – не успеваю нарисовать красивый плакат для праздника; не знаю, как лучше украсить группу; нужны декорации для спектакля и т. д. Дошкольники начинают предлагать варианты решения проблемы и включаются в творческий процесс.
Включение детей дошкольного возраста в процесс содействия Педагог начинает заниматься какой-то сложной деятельностью, требующей участия нескольких человек: нарисовать большой плакат, вырезать множество заготовок из бумаги, посадить рассаду, сосчитать и рассортировать предметы (книги по жанрам, открытки или картинки по тематике и др.). Дети заинтересовываются работой педагога, задают вопросы. Воспитатель объясняет детям назначение деятельности, показывает приёмы работы, просит дошкольников помочь и вовлекает в совместную деятельность.
Включение детей дошкольного возраста в процесс сопереживания Данный процесс может быть связан с одновременным переживанием детьми общих эмоций: радости, восхищения, сочувствия и т. д. Эти эмоции могут относиться к литературному герою (восприятие художественной литературы, реальному человеку (наблюдение за работой повара, дворника, за игрой других детей, природе (рассматривание цветов на клумбе, наблюдение за бабочкой, произведениям искусства (музыки, живопись, народное декоративно-прикладное творчество).
Вызвав у дошкольников эмоцию по отношению к изучаемому на занятии предмету или явлению, педагог может заинтересовать детей дальнейшей деятельностью. Например, рассматривая вместе с детьми хохломскую вазу, педагог вызывает у детей чувство восхищения красотой узора и мастерством народного художника. На основе этой эмоции воспитатель привлекает детей к исследованию элементов и ритма хохломского узора и самостоятельному рисованию в данном стиле.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования внесла ясность в понимание сущности занятий в детском саду. Не противореча принципам ФГОС ДО, Программа определяет занятие как форму «организации обучения» и возвращает деятельности воспитателя обучающий и развивающий характер.
Слайд 9
Следует помнить, что термин «занятие» не является синонимом образовательной деятельности, но входит в ее состав наряду с такими видами как экскурсии, дидактические игры, игры-путешествия и другие. Основным отличием занятия является его обучающий характер, когда педагог обучает детей чему-то новому. В соответствии с этим, занятие можно рассматривать как основу для дальнейшей самостоятельной деятельности детей в группе и на прогулке. Обеспечивая единство и преемственность содержания образовательной деятельности на занятии и в режимных моментах, а также при организации самостоятельной деятельности детей и их культурных практик, педагог способствует усвоению материала занятий, закреплению умений и осознанию смысла и значения полученных знаний. Таким образом, занятие представляет собой педагогически организованную часть режима дня дошкольника, направленную на его обучение чему-то новому. Остальное время педагог посвящает созданию условий, при которых эти новые знания и умения детей могут упрочиваться и развиваться, применяться осознанно и в иных ситуациях, чем на занятиях.
Слайд 10
Спасибо за внимание!