Екатерина Кияйкина
Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматривается проблема развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Приводятся теоретические основы развития словесно-логического мышления, опыт организации работы по совершенствованию мыслительных операций у детей с ОНР.
Публикация «Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Логическое мышление
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Одно из центральных мест в воспитании личности ребенка занимает развитие его мышления. Особенно очевидным является взаимное влияние мышления и речи, следовательно, особое внимание необходимо обратить на развитие словесно-логического мышления.
Сегодня остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников с общим недоразвитием речи, позволяющих решать проблему развития словесно-логического мышления.
Уже в старшем дошкольном возрасте ребёнок учится рассуждать логически, что является свидетельством формирования вербального интеллекта. Словесно-логическое мышление характеризуется использованием не конкретных образов, а отвлечённых понятий, логических конструкций, выражающихся словами; способностью к выполнению мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). [1] Ребенок должен овладеть умением анализировать, сравнивать явления, ситуации, предметы, оценивать их.
В дефектологической литературе имеются многочисленные указания на то, что у детей при нарушении речевого развития становление высших психических функций, в том числе и словесно-логического мышления, часто отстает, а иногда и отклоняется от нормального хода развития. Отмечаются также связанные с этим трудности в обучении. Следовательно, изучаемая тема является актуальным вопросом, так как словесно-логическое мышление непосредственно влияет на успешность учебной деятельности.
Практика коррекционно-образовательной деятельности показывает, что, обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключениям по аналогии.
Словесно-логическое мышление формируется постепенно. Речь и мышление постоянно взаимодействуют, развивая друг друга. Существует целый арсенал средств, которые эффективно совершенствуют логическое мышление и речь старших дошкольников.
Формировать словесно-логическое мышление воспитатель коррекционной группы может вовремя НОД, игр, прогулок и в других режимных моментах. Детям задаются проблемные вопросы, например, «Почему осенью люди теплее одеваются?», «Как, не выходя на улицу, узнать – дует ли ветер?», «Что будет, если из башни вынуть нижний кубик?». Решение логических задач, создание игровых проблемных ситуаций, побуждает детей к рассуждению и самостоятельному поиску ответов на возникшие вопросы. Например, в аптеке нет нужного лекарства для лечения. Возможные ситуации: ехать в другую аптеку, обратиться к друзьям, соседям за помощью.
Активизировать речемыслительную деятельность детей позволяет использование в работе с детьми метода ТРИЗ. При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями, поиском выхода из различных ситуаций, а продуктом этой деятельности является мыслительный процесс, в ходе которого дети учатся словами передавать все мыслительные операции, происходящие в процессе решения творческих задач. Предлагаемые детям игры: «Да - нет», «Хорошо - плохо», «Полезное - вредное», «Хочу - не хочу», позволяют высказывать свое мнение, аргументировать его. Игра «Хорошо - плохо» - очень распространенный прием. Необходимо использовать его практически ежедневно. Эта игра вытекает из еще одного метода ТРИЗ: метода нахождения и разрешения противоречий и сходства. Самая распространенная игра для решения задач с недостатком данных - игра «Данетка». При решении таких задач, дети учатся выбирать из всей известной информации ту, которая нужна для решения, т. е. учатся сужать круг поиска решения.
Детям с ОНР сложно оперировать понятиями, вследствие непонимания значения слов, устанавливать причинно-следственные связи. В связи с этим в процессе обучения детей на первый план выходят логические упражнения для развития речи, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника. [2] Используются в практике логические упражнения для развития речи : «Назови одним словом» (подбирается обобщающее понятие, «Назови лишнее» (выделение лишнего предмета, «Расскажи, что общего», (объединение по общему признаку, действию, «Без чего не может быть?» (анализ ряда понятий, «Найди отличие» (на сравнение). Проведение предлагаемых игровых упражнений не требует никаких специальных условий.
В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. Формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствуют задания, побуждающие к размышлению. Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, развития самостоятельности и активности их мышления, развития словесно - логического мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра - вид деятельности, присущий этому возрасту. [3] В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи воспитатель может сам варьировать условия игры.
Перед педагогами, работающими в группах для детей с ОНР, стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.); выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т. е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, самостоятельно высказывать суждения; применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является дидактическая игра. В практике используются дидактические игры, как «Узнай предмет» (по описанию, «Перепутались слова», «Что в коробке?», «Мяч-слово», «Что перепутал Емеля» и др. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях.
Необходимо подчеркнуть, что дидактическая игра окажет существенное влияние на развитие словесно-логического мышления детей с ОНР при соблюдении ряда условий :
1. Игры должны учитывать особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи.
2. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
3. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности дошкольников.
4. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения. Дать ребенку возможность самому найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать правильное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания - вот основное направление в развитии словесно-логического мышления в группах компенсирующей направленности.