Валерия Казанцева
Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение ребенка является сложным процессом, поэтому наличие дополнительных средств и методик служит отличным подспорьем для получения хорошего результата. Процесс освоения речи не представляет существенных трудностей, так как нарабатывается ежедневно в процессе роста и развития ребенка, а вот обучение счету является следующим этапом, для которого потребуются дидактические методики. Наиболее удобной и проверенной является методика работы с детьми при помощи палочек Кюизенера, освоить которую несложно, зная основные закономерности процесса.
Публикация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Характеристика
Счетные палочки Кюизенера известны уже достаточно давно и до сих пор пользуются популярностью ввиду действенности данной методики.
Благодаря бельгийскому ученому Джорджу Кюизенеру был создан набор счетных палочек, при помощи которого можно было легко развить математические способности у детей.
К достоинствам данной методики можно отнести полноценное интеллектуальное развитие малыша, что положительно сказывается и на всех остальных его умениях и навыках.
Палочки Кюизенера можно использовать начиная с двухлетнего возраста и пользоваться ими вплоть до девяти лет.
В комплекте можно найти 116 палочек, цифры и числа от единицы до двадцати и математические знаки.
Особенностью данного набора является то, что палочки в нем отличаются размером и цветом, что позволяет быстрее ассоциировать нужное число с определенным цветом :
• первая – это самая маленькая палочка и ее цвет белый;
• вторая по размеру палочка – розовая;
• третья по размеру палочка – голубая;
• четвертая палочка – красная;
• пятая палочка – желтая;
• шестая – фиолетовая;
• седьмая по величине – черная;
• восьмая – бордовая;
• девятая – синяя;
• самая большая палочка окрашена в оранжевый цвет.
Наличие в составе большого количества компонентов позволяет использовать разные игры и схемы для детей различного возраста. Современные дидактические системы предлагают игры для дошкольников, детей младшего и среднего школьного звена.
При помощи палочек Кюизенера есть возможность ускорить процесс изучения математики и сделать занятия более интересными и разнообразными.
История методики
Появление палочек Кюизенера связано с трудами Джорджа Кюизенера, который был озадачен проблемой обучения детей основам математики. Биография этого бельгийского педагога, жившего с 1891 по 1976 годы сводится к тому, что большую часть своей жизни он работал с учениками младшей школы и преподавал им математику.
Проблемы с освоением этой науки школьниками вызвали у него интерес и породили желание помочь детям и сделать обучение легким и интересным. Благодаря изучению проблемы Джордж Кюизенер смог понять, что учеба детей идет намного быстрее, если они имеют возможность визуализировать предметы и проводить вычислительные действия непосредственно с ними.
Помимо визуализации, в основе методики лежит принцип игры, который позволяет работать с детьми в легкой и непринужденной обстановке, поддерживая стабильный интерес к учебе.
Чтобы обучение шло в правильном русле и приносило результаты, Кюизенер дополнительно изучал методики Марии Монтессори и Фридриха Фребеля. Такой основательный труд не был напрасным, так как кроме палочек, Кюизенер составил и подробную инструкцию к их использованию. В своей книге «Числа и цвета» он подробно раскрывает суть всех схем, представленных в игровой форме, по которым дети вместе с учителями или родителями могут освоить базовые понятия математики.
Плюсы и минусы
Любая дидактическая методика, разработанная для детей, имеет свои достоинства и недостатки, и чем больше положительных сторон, тем эффективнее идет процесс обучения. В процессе использования палочек Кюизенера также есть свои плюсы и минусы.
К положительным стоит отнести следующие моменты:
• возможность использовать дидактический материал с детьми разного возраста, меняя задания и усложняя их по необходимости;
• наличие большого количества схем, сценариев игр, альбомов, которые помогут легко освоить методику и научить ребенка математике;
• помимо работы над математикой, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие;
• благодаря разнообразию палочек ребенок может более полно ознакомиться с формами и цветами предметов.
Наличие такого количества положительных моментов позволяет утверждать, что Кюизенеру удалось найти наиболее оптимальное решение того, как быстро и интересно обучить детей математике.
Его методика работает как автономно, так и в сочетании с другими программами, позволяющими усилить итоговый результат.
Из недостатков можно выделить лишь тот факт, что работа со счетными палочками должна проводиться постоянно и системно, иначе добиться желаемого результата не получится.
Подходящий возраст
Заниматься с ребенком палочками Кюизенера можно с раннего возраста, наиболее оптимальным считается возраст 2-3 года, когда малыш может понять, что именно от него хотят. Пробовать свои силы в освоении методики можно и с годовалыми детьми, но должного эффекта это не принесет, зато риск для здоровья возрастает существенно из-за наличия в наборе мелких деталей.
Наиболее подходящей категорией детей, которая сможет осилить задания и получить определенные начальные знания, является подготовительная группа садика. В процессе подготовки к школе дети должны освоить понятия длины, цвета, формы и иметь хотя бы минимальные знания о том, как производить сложение и вычитание.
Для детей младшей возрастной категории разработаны альбомы-игры, в которых по заданным схемам нужно выкладывать палочки определенного цвета.
Самые маленькие ученики научатся разделять понятия «один» и «много», понимать разницу между «высоким» и «низким». Более старшим детям предлагаются альбомы-игры, игровые ситуации и комплекты игр, что позволит осилить ориентацию предметов в пространстве, сравнивать их по показателям длины и ширины, различать количество и учиться считать. Каждый возрастной этап имеет свой набор схем и игр, позволяющий развить логическое и пространственное мышление.
Этапы проведения работы:
1. Диагностический
2. Внедренческий
3. Мониторинг
1 этап. Диагностический.
Изучение научно- методической литературы по данной теме.
Разработка перспективного плана, нацелено на развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера. (Приложение1)
Подбор, разработка и изготовление дидактического материала (схемы, инструкции, образцы) (приложение2
Отбор содержательного материала : игры и упражнения. (Приложение 3)
2 этап. Внедренческий.
Реализация перспективного плана в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей :
- подгрупповая работа с демонстрационным материалом;
-индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;
-сюжетно- ролевые игры с математическим содержанием.
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.
На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения сенсорному развитию. Пространственно – количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребёнку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
3 этап. Мониторинг.
-подвести итоги (Приложение 4)
- сделать выводы
- определить перспективу
Данные мониторинга позволяют сделать вывод о положительной динамике предматематического развития детей, формирования познавательной мотивации. Это подтверждает эффективность запланированной деятельности и созданных для нее условий и свидетельствует о результативности проведенной работы.
Проведенная работа не претендует на исчерпывающую полноту в изучении материала. В перспективе целесообразно продолжить дальнейшую разработку в следующих направлениях:
- Систематезировать дидиактические игры для воспитанников разных возрастных групп, с разным уровнем усвоения программного материала.
-разработать мероприятия для родителей воспитанников по теме: Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представления у детей раннего возраста посредством использования палочек Кюизенера.
- мастер класс для педагогов: «Волшебные палочки Кюизенера.»(для воспитанников разных возрастных групп)