МААМ-картинки

Развитие речи у детей младшего возраста путем применения методик арт-терапии


Развитие речи у детей младшего возраста путем применения методик арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы

Использование приёмов

Арт-терапии в логопедической работе

с детьми дошкольного возраста

Согласно сегодняшней статистике, количество нарушений речи у детей ежегодно увеличивается. Дети испытывают сильную неуверенность в своих занятиях по языковой терапии, особенно если они впервые пришли к логопеду и недостаточно мотивированы для познавательной деятельности. Использование арт-терапевтических подходов и методов в работе логопеда, помогает детям обрести уверенность в своих силах, снять внутренние «зажимы», которые важны для «безречевых» детей, преодолеть трудности и повысить мотивацию к обучению. Часто можно обнаружить, что дети, пришедшие на занятия, слишком медленно участвуют в процессе и выполняют определенные задачи [3].

Публикация «Развитие речи у детей младшего возраста путем применения методик арт-терапии» размещена в разделах

Находясь на границе между педагогикой, психологией и медициной, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные (инновационные) методы и приемы смежных наук, которые помогают оптимизировать работу логопеда. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционной работы и развития у детей с проблемами речи. На фоне комплексной логопедической терапии нетрадиционные методы терапии, не требующие особых усилий, оптимизируют процесс языковой коррекции речи на языке детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много:

Арт - терапевтические технологии.

Современные технологии логопедического и пальцевого массажа.

Современные технологии сенсорного воспитания.

Телесноориентированные техники.

«Су – Джок» – терапия.

Криотерапия.

Информационные технологии. В нашей статье мы рассмотрим метод арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия - терапия исскуством возниклаиз идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психических заболеваний с помощью живописи. Метод был основан на том, что человек через искусство выражал свои чувства и освобождался от них [1].

Суть арт-терапии заключается в терапевтическом, корректирующем воздействии художественных приемов на субъектов и проявляется в реконструкции и выходе из травмирующей ситуации. Все это происходит через создание произведений искусства, перевод внутренних переживаний во внешнюю форму и создание новых положительных эмоций и чувств. Арт-терапия, широко используется в логопедии для установления контакта с ребенком и включения его в учебный процесс. В настоящее время многие логопеды все чаще используют этот подход.

Эффективность использования различных видов арт-терапии в коррекции подробно описана в работах таких авторов как: С. Машура и З. Матейова, И. В. Вачков, А. В. Гнездилов, Л. Д. Короткова, Т. Н. Щербакова, М. И. Лисина, М. А Панфилова, Л. В Чернецкая, С. С Бычкова, Л. А Дубина и др. И. В. Сусанина дала следующее определение понятия «арт-терапия» : «Арт-терапия это сфера, которая использует невербальный язык искусства для развития личности, способ соприкоснуться с глубочайшими аспектами нашей духовной жизни».

Обычные методы обучения не всегда дают ожидаемый результат.

Различают активную и пассивную арт-терапию. Первый включает импульс для самостоятельного творчества, пассивный основанный на использовании существующих произведений искусства. Он также может быть групповым и индивидуальным. В ходе занятий используются: рисунок, лепка, скульптура, мозаика т. д. В качестве материала можно использовать натуральные материалы (глина, мел, песок, листья, камни, ветви, овощи, фрукты и т. д.) и искусственные (краски, гуашь, бумага, пластилин, целлофановая веревка и т. д.) [5].

Арт-терапия выполняет несколько функций: самовыражение, развитие личности и взаимоотношений в обществе, снятие стресса, помогает реализовать некоторые психологические проблемы.

Можно выделить несколько видов арт-терапии, которые может использовать логопед в своей работе:

Рисование – классический метод арт-терапии, любимый детьми, самый доступный на логопедических занятиях.

Музыкотерапия – прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, а также ритмичные хлопки руками, логоритмика под музыку и т. д.

Танцевально-двигательная терапия – терапия с использованием элементов танца или танцевальных физкультминуток.

Драматургия – разыгрывание жизненных сюжетов и ситуаций, близких ребенку или по известным произведениям детской литературы.

Сказкотерапия – чтение, прослушивание, сочинение детьми сказок, рассказов.

Цветотерапия – воздействие на физическую и психологическую сторону детей с помощью цвета.

Пескотерапия – это игра песком или рисование на нем. Развивает мелкую моторику, повышает активность ребенка. Также является одним из наиболее популярных видов арт-терапии [3].

Поскольку основным видом деятельности дошкольного возраста является игра, необходимо обеспечить, чтобы каждый урок логопеда носил характер образовательной и игровой деятельности, был эмоционально окрашен.

В обучения необходимо использовавть следующие виды занятий: пересказывать уроки, рассказывать истории с картин, рассказывать истории с элементами творчества. Рассказывая истории, дети могут составлять текст коллективно, а сами они могут распределять функции: кто скажет по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто завершит рассказ.

Развитие навыков построения действия в рассказе, использования различных средств коммуникации между семантическими частями высказывания формирует элементарную осведомленность о структурной организации текста у детей, влияет на развитие в них визуального, образного и логического мышления. Развивая двигательные навыки посредством рисования, мы создаем условия для формирования многих психических процессов (языка, мышления, воображения и т. д.).

Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Техники изо-терапии, используемые для развития речи :

техника «кляксография»;

пальцевая живопись;

рисование мягкой бумагой;

рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

рисование на стекле;

ниткография;

рисование на манке;

техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;

техника отпечатывания ватой;

рисование ладонями.

Подробнее рассмотрим некоторые виды изотерапии.

1. Кляксография – отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Этот тип рисунка относится к нетрадиционным методам. Кляксография помогает формировать способность отражать силуэт и развивать навыки в использовании красок и кистей. Она прекрасно развивает креативность, воображение, воображение, способствует эстетическому восприятию произведений искусства, а также способствует эмпатии. Кляксография успешно используется психологами в коррекционных классах. Этот тип рисунка помогает развивать глаз, координацию.

Кляксографию разделяют на:

кляксография обычная;

кляксография с трубочкой;

кляксография с ниточкой. Работать в этой технике можно начинать с 4-5 лет.

кляксография обычная.

2. Ниткография выкладывание контуром из кружева или толстой нити. В логопедии эту технику можно рассматривать как один из методов развития не только познавательной активности, но и речевой деятельности. Метод ниткографиипозволяет решать сразу несколько дидактических задач:

совершенствовать зрительное восприятие детей;

развивать зрительно-моторную координацию;

формировать плавность, ритмичность и точность движений;

подготавливать руку ребенка к письму.

Ниткография может сочетаться с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа, имеет смысл поручить ребенку задачу представления своих персонажей. Также можно загадывать загадки или задавать вопросы, ответами на которые будут «рисунки» в виде общей темы.

3. «Рисование методом тычка» (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.

4. Техника рисования листьями использует разные листья с разных деревьев. Они покрыты краской кистью и не оставляют пустых мест. Это делается на отдельном листе бумаги. Затем нарисованная страница плотно прижимается к бумаге и пытается не двигаться. Листья можно использовать повторно, нанося на них другой цвет. При смешивании цветов может появиться необычный оттенок, остальное рисуется кистью. Получается чудесные пейзажи.

5. «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой и т. д.

В заключении данной статьи можно сказать, что инновационные методы воздействия на деятельность логопеда становятся перспективным средством коррекционного развития при работе с детьми с проблемами речи. Эти методы являются одним из эффективных средств коррекции и помогают достичь максимально возможного успеха в преодолении психологических и речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Включение в структуру логопедических занятий различных видов арт-терапии не только обогащает занятие и делает его более интересным, но и создает у детей мотивацию и позитивное отношение к процессу обучения. Арт-терапия помогает ребенку выразить свои чувства, эмоции, преодолеть трудности, которые не позволяют ему полностью участвовать в процессе занятия.

Список литературы

Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. М. : Детство-Пресс, 2015. 381 c.

Артемьева. И. В. Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. 2015. №7. С. 31-35.

Колягина. В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников : учебно-методическое пособие. М. : «Прометей», 2016.

Салтыкова-Волкович М. В. Арт-терапия в работе с детьми : пособие – Гродно: ГрГУ, 2016.

Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. - 118 с.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Значение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУЗначение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУ В нашем дошкольном учреждении активно применяются лестницы координации на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, досугах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей младшего возраста путем применения методик арт-терапии
Опубликовано: 27 декабря 2020 в 13:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у детей младшего возраста путем применения методик арт-терапии» (включая файлы) размещена пользователем в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД