Ерофеева Наталья
Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ посредством мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, посредством мнемотехни
и.
Подготовили: учитель –дефектолог Соколова Людмила Владимировна
воспитатель Ерофеева Наталья Александровна
Публикация «Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ посредством мнемотехники» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В данной работе мы рассмотрим влияние мнемотехники на речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Современные исследователи выделяют такие особенности развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, как отклонения в сроках становления речи и своеобразие этого процесса. У большинства их них, речевые отклонения являются доминирующими, так как у них нарушается способность к приему и переработке информации.
По мнению Е. А. Стребелевой, отставание в развитии речи начинается у таких детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве.
В настоящее время перед педагогами детского сада более остро встает вопрос развития речи у дошкольников с ОВЗ : отсутствие речи, низкий словарный запас, нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, плохое развитие связной речи, несформированность психических процессов, несовершенство различных видов мышления. По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина наиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с нарушением речи это – наглядность. Рассматривание предметов, картин, помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора Л. С. Выготский указывал– создание плана высказывания. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Один, из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является – мнемотехника. Мнемотехника (в переводе с греческого «искусство запоминания») – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно- образовательной деятельности. Актуальность мнемотехники для дошкольников, обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать : психические процессы, кругозор детей и конечно речь.
Для работы в мнемотехнике педагоги ставят перед собой следующие задачи:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;
- освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;
- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, наглядно-образного мышления, восприятия;
- развитие творческих способностей: фантазии, воображения;
- развитие мелкой моторики рук
На начальном этапе работы применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. На следующем этапе педагог усложняет задание, предлагая соединить мнемоквадраты в мнемодорожку, — квадрат из 4 картинок. С помощью мнемодорожек ребенок начинает строить предложения, согласовывать слова между собой. Далее из нескольких мнемодорожек составляют небольшие рассказы из 2-3 предложений. На третьем этапе начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.
Таким образом, развитие речи посредством мнемотехники проходит в виде игры. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц, затем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку дети создают мнемодорожку расставляя изображения по ходу чтения текста педагогом. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание.
Для работы в мнемотехнике нами было создано пособие, которое может иметь широкий круг использования: для ознакомления детей с окружающим миром, для заучивания стихов, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов. Пособие «мнемотаблица», как наглядно-практическое средство познания, соответствует ряду требований: проста для восприятия и доступна для детей, так как имеет выделенные окошечки – ячейки таблицы, удобно крепить карточки на липучку, подобранные картинки соответствуют уровню развития детей. Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и мотивации детей в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.