МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики и речи с использованием мяча для детей с ограниченными возможностями здоровья

Елена Маркова
Развитие мелкой моторики и речи с использованием мяча для детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Учёными давно замечено, что чем ловчее работает 2-3-х летний малыш руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения. А это, в свою очередь, залог дальнейшего его успеха в школьной и будущей жизни.

Как известно, дети уже после первого года их жизни начинают интенсивно овладевать многими новыми действиями, ранее им не известными: такими, как застёгивание пуговиц одежды, нанизывание бусинок на нитки и т. д., что способствует развитию у них, так называемой, малой моторики. А это в свою очередь совершенствует его координацию движений, речь, внимание, мышление, воображение, зрительную память и т. д.

Публикация «Развитие мелкой моторики и речи с использованием мяча для детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Разнообразие мелкой моторики способствует раннему речевому развитию малыша и на его общие интеллектуальные способности. Дело в том, что упражнения по развитию мелкой моторики, одновременно развивают несколько отделов головного мозга и положительно отражаются на общем  интеллектуальном развитии малыша.

Развитая мелкая моторика и речь способствуют ребёнку быстрее находить общение с окружающими, в сравнении со сверстниками с плохо поставленной речью и скудным запасом мелкой моторики.

Но как определить, а хорошо ли сформирована мелкая моторика у трёхлетнего малыша?

Для этого предложите ему выполнить ряд заданий в форме игры.

Попросите его, например, собрать матрёшки, пирамидку; завязать и развязать на ленточке или шнурках узелок, нанизать на нитки бусинки, застегнуть пуговицы на верхней одежде. И при этом обратите внимание:

1. На темп выполнения задания;

2. На напряжение кистей и пальцев;

3. Правильность выполнения действий.

Если ребёнок выполнил все задания без затруднений, то это значит, что у него мелкая моторика сформирована хорошо.

Но если в процессе выполнения заданий у него что-то не получилось: например, пальчики оказались малоподвижными, то это явный признак недостаточно сформированной мелкой моторики, на что ежедневно следует уделять больше времени.

Развитие тонких движений пальцев рук у старших дошкольников (мелкой моторики, положительно влияет на функциональное развитие речевой зоны коры головного мозга. А в дальнейшем это способствует более быстрому освоению техники письма.

Но как проверить степень развития мелкой моторики рук и их ловкость у  старших дошкольников? 

Для этого применяется  ряд специальных упражнений. Одним из таких упражнений является проверка с мячом. Берётся мяч  диаметром 10 сантиметров и предлагается ребёнку бросать и ловить этот мяч с расстояния одного метра. Броски и ловлю мяча можно проводить как индивидуально, так и парно.

Малая моторика и координация рук считается хорошей, если ребёнок бросил и поймал мяч более 24 раз за 30 секунд.

При выполнении упражнения необходимо, прежде всего,  обращать внимание на правильность её выполнения, а затем и на скорость.

Это упражнение можно использовать для развития пальцевой моторики, как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.

При формировании мелкой моторики, для развития рук и пальцев, наряду с упражнением с помощью малого  мяча диаметром 10 см., можно использовать и теннисные мячи.

Следует отметить, что дети с удовольствием катают их по полу. Но задача педагога заключается не только в том, чтобы ребёнок просто катал теннисный мяч по полу и тем самым развивал свою мелкую моторику рук и ног, а чтобы при этом у него одновременно развивалось и умственное мышление. А для этого педагог усложняет это задание.

Так, например, катаем мяч по кругу только подушечками пальцев и при этом проговариваем звук «О»;

2. Катаем теннисный мяч вперёд-назад и проговариваем звук «Р»;

3. При сжимании мяча произносим звук «М»;

4. Перекатываем  мяч из одной руки в другую под звук «П».

При этом очень важно видеть настрой ребёнка, его готовность к занятию, увлечённость. Если ребёнок вялый, то вначале необходимо дать несколько игровых, но не сложных заданий, как например, подбросить и поймать мяч, ударить мяч о пол и подпрыгнуть. И только после того, как ребёнок заинтересовался происходящим, можно переходить к занятию.

Занятие с мячом, обычно, рассчитано на 10-15 минут. Оно состоит из подготовительной и основной части.

Подготовительная часть составляет 3-5 минут. Ребёнок в это время выполняет уже знакомые ему движения. Педагог оценивает степень их освоения, вносит, при необходимости, более сложную форму выполнения задания.

В основной части занятия педагог дает новые задания с учетов индивидуальных особенностей ребенка.  

Упражнения с теннисными мячами можно выполнять в любом положении (сидя, стоя, лежа и т. д) При их выполнении  необходимо обращать внимание и на дыхание, так как часто при выполнении сложных двигательных действий у ребенка учащается или наоборот задерживается дыхание. И в итоге это приводит к переутомлению.  

Для развития речи,мелкой моторики и умственного развития малыша я провожу следующий комплекс упражнений:

1.  Мяч в опущенных руках на выдохе поднимаемся на носочки и поднимаем руки вверх. При этом произносим  протяжно звук «УХ!».

2.  Мяч прижат двумя руками к груди, сжимаем мяч и произносим «П».

3.  Мяч между ладоней, катаем его  с небольшим приседом и протяжно произносим  звуки А, У, О, И.

4.  Мяч на поверхности, катаем мяч вперед и назад ребром ладони и проговариваем Р.

5.  Обхватываем мяч правой и левой рукой, проговаривая АМ., АП, АК, АВ и т. д.

6.  Мяч лежит на поверхности ребенок поочередно касается каждым пальцем мяча и произносит ДА, БА, МА, КА и т. д.

7.  Мяч лежи на поверхности, ребенок постукиваем по мячу, и произносит ТУК, ТУК

8.  Ребенок перекладывает мяч из одной руки в другую и произносит Б, П, Ш, Ч. Все звуки произносятся на выдохе.

Данный комплекс можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. Главное,  чтобы логопед мог контролировать все действия и во время поправлять.  

В заключительной части выполняются упражнения на восстановления дыхания и пальчиковая гимнастика. Детям очень нравится в конце занятия потрясти пальчиками, проимитировать игру на пианино, и т. д.

Не надо забывать, что работа с детьми ведется не только логопедами, воспитателями, но и родителями, поэтому все домашние задания должны выполняться в соответствии с требованиями педагогов и родителям необходимо прислушиваться к их советам.

На развитие мелкой моторики и умственного развития ребёнка немаловажное значение  имеет выбор игрушек для малыша. Для этой цели более подходят игрушки с мелкими деталями, шнуровкой, палочками и сквозными отверстиями. Чем больше деталей у игрушки, тем лучше. Среди игрушек  малыша обязательно должны быть пазлы, мозаика, конструктор, которые развивают одновременно мелкую моторику, мышление, воображение и полезные навыки. С возрастом детали конструктора должны уменьшаться.

Помните, что детям, чья мелкая моторика рук развита хуже, сложнее даётся письмо в начальной школе из-за того, что их пальцам и кистям не хватает элементарной ловкости. Поэтому, таким детям трудно справиться с палочками и крючками на бумаге.  

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.  Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья с использованием песочной терапии Цель: Автоматизация звука [с] в слогах и словах Задачи: • Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с] • Продолжать формировать.

Развитие мелкой моторики кистей рук у детей с ограниченными возможностями здоровьяРазвитие мелкой моторики кистей рук у детей с ограниченными возможностями здоровья Мастер-класс на конкурс «Воспитатель года 2018» Тема: "Развитие мелкой моторики кистей рук у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Музыкальные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья в 1–2 классах начальной школы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы реабилитационная школа интернат №32 Департамента труда и социальной.

Проект «Создание ресурсной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья» Тема проекта: «Создание ресурсной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья». Что означает ОВЗ? ОВЗ - ограниченные возможности.

Развитие ручной умелости посредством лепки из глины у детей с ограниченными возможностями здоровьяРазвитие ручной умелости посредством лепки из глины у детей с ограниченными возможностями здоровья Приобщать детей к лепке из глины можно с 1,5 - 2 лет. Занятия лепкой прекрасно развивают моторику рук, координацию движений рук, а также.

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад «Умка», педагог – психолог Скуратова А. В., к. пс. наук Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо.

Сценарий проведения спортивного праздника «Поверь в себя» для детей с ограниченными возможностями здоровья Честь и хвала тем, кто вопреки всем жизненным трудностям научился жить и выживать в этом мире. Тем, кто днем и ночью не смыкает глаз ухаживая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики и речи с использованием мяча для детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 17 июня 2018 в 12:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики и речи с использованием мяча для детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Елена Маркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД