Юлия Луцик
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья : увеличивается доступность образовательных услуг для детей с нарушениями развития, появляются службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания при дошкольных образовательных организациях, обсуждаются проблемы и принимаются постановления об интеграции.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации. Предметом острой общественной тревоги становится ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Всё более осознаётся как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции, в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Одной из целей Федерального государственного стандарта дошкольного образования является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования. Прежде всего, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории детей в большей степени необходимы социализация, забота и любовь.
В нашем детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности полного дня с ограниченными возможностями здоровья (со сложным дефектом, и 1 группа кратковременного пребывания для детей с тяжелыми нарушениями развития. Всего такие группы посещают 26 детей.
Работа данных групп строится на основании следующих нормативно правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;
5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида, детский сад «Ёлочка»;
6. Положение о группе кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом.
Поступающие к нам дети имеют различные нарушения: детский церебральный паралич, синдром раннего детского аутизма, синдром Дауна, задержка психического развития, задержка психоречевого развития.
Основным направлением в работе с детьми с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение развития личности.
Психолого – педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности направленная на создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения :
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.
За время работы групп компенсирующей направленности в нашем ДОУ создана система психолого – педагогического сопровождения, которая предусматривает взаимодействие воспитателей компенсирующих групп и узких специалистов: учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Работа ведется в комплексе с учетом интеграции всех образовательных областей. На основании заключения городской психолого – медико – педагогической комиссии, сведений о ребенке, его социальном окружении педагоги составляют индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребенка, опираясь на программу дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью, авторы: Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина.
Развивающая среда детского сада, групп, кабинетов узких специалистов, музыкального зала, физкультурного/тренажёрного зала, зимнего сада, сенсорной комнаты, является содержательно – насыщенной, доступной и безопасной для детей с ОВЗ.
Большой интерес у детей данной категории вызывает зимний сад и сенсорная комната. В зимнем саду размещены, комнатные растения, песочница, бассейн с фонтаном, аквариум с рыбками, морская свинка, черепаха, волнистые попугаи. В нем дети с удовольствием наблюдают за жизнью животных, рыб, растений, учатся ухаживать за ними. Для этого имеется необходимый инвентарь, природный материал, дидактические игры и игрушки для ознакомления детей с природой. Дети играют с песком и водой даже зимой, что способствует профилактики и коррекции психических состояний, общему развитию, обогащению эмоционального опыта.
В сенсорной комнате дети с удовольствием играют в сухом бассейне, с сенсорными панно, рисуют песком на световом столе. Богатство положительных эмоций в условиях сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей с ограничен-ными возможностями и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности.
В нашем дошкольном учреждении проводятся и совместные мероприятия для детей с ОВЗ и детей с нормой развития это спортивные развлечения, праздники, театрализованные представления, экскурсии. Привлекаем детей к участию в конкурсах. В конкурсе театрализованных представлений в ДОУ дети компенсирующей группы заняли призовое место за драматизацию русской народной сказки «Курочка Ряба». В спортивных соревнованиях, которые проходили внутри детского сада «Фестиваль подвижных игр – почетное 2-е место. Воспитанники нашего детского сада компенсирующих групп принимали участие в городском фестивале художественного творчества «Радуга». Дети вышли победителями и получили 2 грамоты за 1-е место в номинации «Вокальное исполнение» и благодарности в номинации «Художественное творчество».
Все мероприятия, которые проводятся с детьми в детском саду и за его пределами способствуют раскрытию потенциальных возможностей, успешной социализации в кругу сверстников с нормой развития, выстраиванию положительных взаимоотношений с людьми.
Все условия, которые мы создаем, направлены на преодоление изолированности в обществе детей, имеющих проблемы в развитии. Развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, способствует интеллектуальному и социальному развитию.