Наталья Флягина
Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Н. С. Флягина
ГКОУ СО «Сухоложская СКОШ», г. Сухой Лог
Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
У детей с ограниченными возможностями здоровья имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения письменной речи.
Темочки:
Характерными признаками клинической картины большинства детей с ограниченными возможностями здоровья является сложность речевой патологии. Наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психическими особенностями этих детей.
Таким образом, особенности речи у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются нарушением речи как системы, своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. Симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей данной группы являются неоднородными.
Ребенок, которому нужно написать слово, должен не только представить его значение, но и понимать, из каких звуков оно состоит, и какими буквами эти звуки будут выражаться графически при письме. Градация – «буква-звук» - очень важна.
На ранних этапах овладения навыком письма каждая отдельная операция – анализ звука, определение каждой буквы, ее написание – является еще отдельным, самостоятельно осознанным действием. Написание слова, таким образом, распадается для ребенка на ряд операций. На этом этапе включаются и зрительные ориентиры, и пространственные, и фонематический слух.
По мере развития навыка, психологическая структура письма меняется. Ребенок приучается писать сочетания букв, а затем и целое слово. Выделение отдельных звуков, нахождение нужных графических знаков, написание букв – все это перестает занимать его произвольное внимание – автоматизируется, превращаясь в отдельные операции, подчиненные общему целому. Поэтому при овладении письмом я опираюсь на методику поэтапного формирования умственных действий:
- ребенок услышал или увидел, следовательно, опознал слово, состоящее из звуков;
- проговорил его вслух;
- далее проговорил его шепотом и начал писать, останавливаясь после каждой написанной буквы;
- ребенок перестает шевелить губами и записывает слово, не проговаривая его.
Первой из специальных операций, сопровождающих процесс письма, я беру анализ звукового состава слова, которое предстоит написать. Звуковой анализ провожу на предметном материале, соотнося звук и букву.
Правильно спланированная работа по личностно-ориентированной коррекции письменной речи помогает скоррегировать специфические ошибки письма, довести их до минимума.
Свою систему коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья строю опираясь на индивидуальные особенности развития ребёнка.
Коррекционные упражнения подбираю с учётом активизации мыслительной деятельности обучающихся, сокращению малоэффективной механической работы, реализации принципа взаимосвязанности знаний обучающихся с умениями и навыками. И, кроме того, обеспечиваю повторяемость практических действий и применение усваиваемого материала в процессе коррекционно-логопедической деятельности.
В работе я использую следующие этапы коррекционного обучения :
1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого – звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Развитие навыков связного высказывания.
2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: уточнение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
3. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Логопедическая работа проходит в тесном контакте с педагогами, родителями обучающихся.
Я предложила родителям комплект развивающих прописей. Задания прописи разработаны с учё том всех познавательных процессов:
наглядно-образное мышление;
• произвольное внимание;
• память;
• зрительное внимание;
• упражнения на закрепление цветовой гаммы;
• быстрое запоминание изученной буквы;
• развитие мелкой моторики и координации движения руки;
• написание печатного и письменного образа буквы по шаблону;
• задания на нахождение одинаковых групп букв, что развивает внимание;
• специальные упражнения для предупреждения дисграфии.
Определённые задания обучающиеся могут выполнять самостоятельно, или под руководством родителей, воспитателей.
1 задание Цель: по предложенному рисунку развивается быстрое запоминание образа буквы, таким образом, формируется зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, память.
2 задание Цель: написание по шаблону развивает правильное написание печатного и письменного образа буквы, также способствует развитию моторики и координации руки;
3 и 6 задание Цель: систематическое выполнение таких заданий способствует развитию зрительного внимание, предупреждают дисграфию в дальнейшей орфографической грамотности.
4 задание Цель: развивает зрительное восприятие, внимание, знание цветовой гаммы, координацию и моторику руки.
5 задание Цель: нахождение одинаковых групп букв способствует развитию зрительного внимания, наглядно-образного мышления.
Для рубежного контроля я использую апробированные методики (принятые на заседании методического совета школы и утвержденные руководителем образовательного учреждения) для обследования состояния сформированности фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, а также состояния фонематического восприятия на материале слогов, т. к. именно эти звенья влияют на развитие письменной речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. По результатам рубежного контроля я отслеживаю общую динамику обучающихся посещающих логопедические занятия и динамику каждого обучающегося в отдельности. Данные заношу в мониторинг логопедического обследования. Данная работа помогает мне увидеть не только общую проблему личностно-ориентированной коррекции письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и проследить уровень поэтапного овладения навыками письменной речи.
Список литературы
1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М. : Просвещение, 1991.
2. Левина Р. Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М, : ВЛАДОС, 1997.
3. Лурия А. Р. Письмо и речь : Нейролингвистические исследования. - М. : Академия, 2002.
4. Репина З. А. Нарушения письма у школьников с ринолалией. /Урал. Гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998.
5. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М. : ВЛАДОС, 1997.
6. Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. – М. : ВЛАДОС, 1997.
7. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М. : Педагогика, 1980.
8. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М. : Просвещение,1984.