Оксана Беляева
Стимуляция речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством проведения совместных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья –это категория детей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ, нуждающихся в особенных условиях обучения и непрерывности их сопровождения.
С детьми данной категории не может работать только учитель-логопед или психолог, дефектолог,должны работать все специалисты в комплексе и самое главное, родители занимают ведущую роль и становятся участниками педагогического процесса.
Публикация «Стимуляция речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством проведения совместных игр» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Главной задачей специалистов при их взаимодействии с семьей такого ребенка является не только выдача рекомендаций по воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.
Основными задачами родителей – участников реабилитационных программ – являются :
• создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
•обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;
• постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения;
• овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;
• родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка посильную игровую деятельность. Помощь в воспитании и обучении родители получают у специалистов, ведущих ребенка.
Мне, как специаалисту работающему с детьми данной категории, хотелось привести примеры из своей практики. Дети данной категории имеют заключения ППМС центра «Истоки»-«Системные нарушения речи», «Несформированность языковых средств языка».
С чего начинать коррекционную работу?
На мой взгляд, необходимо активизировать познавательную деятельность.
Особенности наших занятий со всеми специалистами детского сада, которые осуществляют работу в группе ГКП:
-создание условий обучающей среды, где всё пространство построено таким образом,что ребенку будет легче осваивать материал.
-чередование видов деятельности,для минимальных последствий быстрой истощаемости внимания.
-непрерывное вовлечение ребенка в активную совместную деятельность.
Дети с задержкой психомоторного развития отличаются рассеянностью внимания и повышенной утомляемостью.
Предлагаются три главных ступеньки, преодолевая которые ребенок учится концентрировать внимание:
1. Концентрация внимания на человеке – обычно путем поддержания зрительного контакта.
2. Концентрация внимания на предмете или звуке.
3. Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком (так называемое «совместное внимание»). Развитие совместного внимания имеет важное значение для психического развития ребенка. Без этого навыка ребенок не научится овладевать социальными навыками и навыками общения.
Собственная речь таких детей представлена вокализациями. отдельными лепетными словами.
Для стимуляции речевого развития необходимо обогащать пассивный словарь: учить показывать в альбоме фотографии близких. В книжках показывать предметы, которые называет взрослый. Развивать и закреплять навыки самообслуживания. Формировать и стимулировать предметно-игровую деятельность.
Учить выделять «большой» и «маленький». Формировать предметно-игровые действия. Развивать интерес к сюжетным играм. В игровой деятельности воспроизводятся ситуации, в которых у ребёнка появляются подходящие звуковые или словесные реакции.
Закрепление появившихся у ребёнка звуков, слогов, слов происходит через подхватывание его речевых реакций, повтор слов или вокализации, привязывание их по смыслу к ситуации, обыгрывание, ответы на них, создающие впечатление реального диалога.
1. На данном этапе работы использую вязанные куколки,копирующие реальных персонажей из знакомых сказок, происходит продуцирование взрослым положительной, тёплой, радостной и оптимистичной атмосферы.
2. Использование в работе мелких объемных или плоских игрушек. Этот прием также помогает активизировать внимание ребенка и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия (что особо важно при работе с детьми со сложной структурой дефекта). Игровая ситуация (спрятанная игрушка,движение предмета по «тоннелю») создает непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребенка от скованности, побуждает его к общению, повышает речевую мотивацию.
3. У многих детей с отставанием в развитии нарушен ритм выполнения движений. Это особенно часто наблюдается у детей с двигательными и речевыми расстройствами. Поэтому важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные задания под счет, хлопки, музыку (использую в работе ВОЛШЕБНЫЙ КУБ). Представляющий из себя большой по размерам куб с гранями с большими точками от 1-6. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику ребенка, но и активизирует его внимание, повышает эмоциональный тонус ребенка, соответствует его речевому развитию.
4. Для детей с отставанием психомоторного развития необходимо как можно раньше стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая этот процесс с моторной активностью. Прежде всего малыша следует обучить комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук. (использую тактильный коврик,с различным наполнением в кармашках).
Цель наших совместных занятий -создание для ребенка атмосферы доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к принятию ребенка, пониманию его ситуации.
Нам, специалистам, необходимо корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности, на которые можно опереться в педагогической работе.
А теперь предлагаю Вам поиграть,перед вами авторское пособие,давайте все вместе придумаем приемы его использования (демонстрируется пособие).