Людмила Антонова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Произношение звуков [Р], [Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять умение описывать предмет, его внешний вид, признаки.
Программное содержание: Учить согласовывать существительные, прилагательные и местоимения в роде. Закреплять правильное произношение звуков «р», «рь», учить слышать их в словах, именах, подбирать слова с этими звуками.
Материал: Мешочек с предметами (морковь, огурец, яблоко, апельсин, яйцо, лимон, игрушки и предметы, в названии которых есть звук «р», «рь», -рыба, карандаш, ведро, курица и т. д.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Произношение звуков [Р], [Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Ход занятия. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек». Тот, кого вызывают, должен на ощупь угадать, что за предмет ему попался. и, не называя его, рассказать, какой он. Дети должны сами догадаться, что это за предмет. Рассказывать нужно понятно. Если сказать: «Этот предмет вытянутый», то не ясно, о чем идет речь – о лимоне или о яйце. А если сказать: «Оно вытянутое, продолговатое, гладкое», то можно сразу догадаться, что это яйцо.
Вызванный ребенок на ощупь угадывает предмет, описывает его. Остальные отгадывают. Воспитатель задает вопросы: «Угадали, что это? Посмотрим о каком предмете говорил Саша».
Если предмет угадан правильно, педагог предлагает тому ребенку, который ошибся, еще раз рассказать о внешнем виде и особенностях этого предмета.
Игра повторяется два – три раза. Отмечаются дети, наиболее полно охарактеризовавшие предмет.
Игра (по усмотрению воспитателя).
Воспитатель предлагает вспомнить детям как рычит тигр, каркает ворона, хрюкает поросенок, лает собака, крякает утка, мурлычет кошка, фыркает ёж, кукарекает петух, чирикает воробей, т. е. произносят звукосочетания : карр – карр, хрю-хрю, кря – кря, ку –ка –ре –ку, мурр – мурр, фрр – фрр, чик – чирик. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы они голосом выделяли звуки «р», «рь».
Воспитатель дает новое задание – договаривать в чистоговорке последний слог:
«Ра – ра – ра»- начинается иг (ра).
«Ро – ро – ро» - у мальчика вед (ро).
«Ру – ру – ру» - продолжаем мы иг (ру).
«Ры – ры – ры» - подарили мы ша (ры).
«Ре – ре – ре» - стоит дом на го (ре).
«Ри – ри – ри» - на ветках снеги (ри).
«Ар – ар – ар» - кипит наш само (вар).
«Арь – арь – арь» - на стене висит фо (нарь).
Воспитатель предлагает нескольким детям отчетливо произнести чистоговорки : «Ра –ра –ра – у мышонка есть нора»; «Ре – ре – ре –носим воду мы в ведре».
А теперь каждый из нас, - продолжает воспитатель- назовет свое имя и скажет, есть ли в нем звуки «р», «рь» или нет.
Аналогично проводится задание на определение звуков «р», «рь» в названии предметов, находящихся в групповой комнате.
В заключении занятия дети произносят с различной громкостью и скоростью чистоговорку «Три вороны на воротах» (сначала тихо, потом вполголоса, и громко в обычном темпе, затем медленно, умеренно, быстро с обычной громкостью).