Мария Воробьева
Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мария Воробьева
Хорошо развитая речь - важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботится о своевременном формировании речи детей, начиная с раннего детства.
Публикация «Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности» размещена в разделах
Работая над развитием речи дошкольников, я ставлю перед собой цель: способствовать активизации речи в разных видах деятельности.
Для этого решаю следующие задачи:
–Создать в группе развивающую среду;
-Развивать все компоненты устной речи : грамматический строй речи, связную речь;
-Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
-Развивать мелкую моторику рук.
Развивающая среда в группе : «Речевой уголок», «Театральный уголок», уголок «Здравствуй книга».
Развитие речи и коммуникативная деятельность.
Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.
В своей работе я использую игры, направленные на развитие навыков общения
«Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», «Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».
Трудовая деятельность
Через трудовую деятельность я стимулирую активные высказывания детей, формирую доброжелательное отношение к сверстникам, развиваю навыки диалогической речи. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.
Познавательно – исследовательская деятельность
При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребенка и желание добывать новые знания. В процессе познавательно – исследовательской деятельности развиваются речевые навыки (построение устной речи - ответов на вопросы, рассказ об увиденном).
Детей привлекает все необычное, например как вода меняет цвет при добавлении краски, или, какие предметы тонут, а какие нет.
Художественное творчество и развитие речи
Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
Музыкальная деятельность
Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Восприятие художественной литературы
Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами.
Развитие речевого общения через игровую деятельность
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.
Сюжетно-ролевые игры. Ребенок учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок.
Дидактическая игра: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
С помощью подвижных игр я стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Развитие речи на прогулке.
На прогулках ребята отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Развивать речь ребенка, не включая её в какую - либо деятельность, невозможно.