Ольга Годованая
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольного учреждения. Именно через музыкальную деятельность, обладающей наиболее яркой эмоциональной палитрой, в ребёнке начинают закладываться первые маленькие «кирпичики» коммуникативных навыков.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Методическая разработка для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности»
Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ д/с «Академия детства»,
г. Нижний Тагил Свердловской обл.
Неотъемлемой частью полноценной жизни каждого человека, залогом его успешной социализации является умение общаться с окружающими его людьми. А потому для становления личности дошкольника, развития его внутреннего мира чрезвычайно важно общение со своими сверстниками и со взрослыми. В последние годы были замечены тенденции, лишающие ребёнка живого общения: всё большее место в его жизни стали занимать телевизор и компьютер, предлагающие порой далеко не самые полезные для подражания примеры поведения. А это, конечно, сказывается в дальнейшем на возможности нормально учиться, работать и полноценно отдыхать.
В наше время специалисты насчитывают около 50 различных коммуникативных умений, необходимых человеку для жизни в современном обществе. А дошкольный возраст – это именно тот важный период в жизни человека, когда начинают закладываться основы наиболее необходимых для социализации умений. Ребёнок проводит в детском саду большую часть своего времени, поэтому достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной окраской.
Начну с приветственных игр, которые помогают детям овладеть начальными навыками культуры общения – разными формами приветствия. С первой же минуты музыкальное занятие, праздник или досуг незаметно вырабатывает у детей привычку приветствовать друг друга улыбкой, добрым словом, каким либо дружественным жестом. Здороваемся с детьми обязательно «музыкально» с разной силой и интонацией голоса, ритмическим рисунком. Это и распевание слов, короткие шуточные песенки, приветствие жестами, пластическими движениями. Во время праздника или досуга приветствие может отличаться более игровой формой : лёгкий, пушистый воздушный поцелуй; приветствие – цепочка (хлопок по ладони одного ребёнка и передача его другим детям); приветствие – песенка (всем, кто любит улыбаться) и т. д. Такие игры – приветствия можно использовать и в качестве ритуальных, т. е. включать одну и ту же игру в течение продолжительного времени в определённый режимный момент.
Слушанию музыки отводится большое внимание, так как это один из самых серьёзных видов музыкальной деятельности. Именно умение слушать и слышать, понимать другого человека, следить за его мыслью, является базой для успешного взаимодействия друг с другом. Только слушая, ребёнок может решить для себя, что он понял или не понял, в какой помощи он нуждается и, соответственно, попросить что-то объяснить, повторить, высказать собственное мнение по поводу услышанного. Во время слушания музыки активно включается невербальное восприятие, что, по мнению психологов, является важнейшим условием эффективного общения. Говоря о динамике, тембре, диапазоне, ритме, темпе музыкального произведения в целом или отдельных его частях замечаем, что именно эти составляющие невербальной системы и есть индикаторы чувств и эмоций. Характеризуя персонажей музыкальных произведений, дети постепенно начинают сопереживать, сочувствовать, радоваться им; понимать, что и в жизни важно, с какой интонацией и в каком темпе звучит речь, когда нужно говорить тихо или громко… Мимика, жесты и то, с какими эмоциями мы встречаемся – на всё это мы обращаем внимание во время слушания музыкального произведения.
Для слушания произведений разного характера можно создать и разную обстановку. Так классическую музыку лучше слушать в полукруге, а колыбельную уютнее сидя или лёжа на ковре; из стульчиков можно соорудить и поезд, и автобус, и даже космический корабль и концертный зал… Важно побуждать ребёнка к развёрнутому высказыванию, подробному и обстоятельному изложению своих мыслей с использованием прилагательных и наречий. Тут же обращаем внимание и на культуру общения – ведь многие дети не сдержанны и начинают выкрикивать с места и перебивать друг друга.
Следующий вид музыкальной деятельности – пение. Маленькие «кирпичики» коммуникативных навыков начинают закладываться у детей с самых простых песенок и попевок. Особенно явно это проявляется в маленьких песенках – диалогах:
- Что ты хочешь, кошечка?
- Молочка немножечко.
-Отчего ты грустная?
- Молочко не вкусное.
И не надо ограничивать детей точной мелодией. Пусть они импровизируют, предлагая свои варианты пропевания основной мелодии или её окончания – так более интересной становится песенка.
Во время разучивания той или иной песни, можно предложить детям спеть её несколько необычно : головкой, ручками, глазками и т. д., а также в образе того или иного персонажа. Окрашенная разными интонациями, одна и та же мелодия песни будет звучать совершенно по -разному. Песенка также может превратиться и в маленькую сценку с несколькими действующими лицами. Ведь в процессе инсценирования тоже ведётся речь о чувствах и поступках персонажей, отмечается, кто из них вежлив, приятен в общении, а кто не очень и почему.
Игра – самый естественный вид деятельности дошкольника. Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. В процессе музыкальных игр дети преобретают не только музыкальные знания, но у них формируются необходимые черты личности, навыки общения друг с другом. Особенно интересной получается игра, если дети участвуют в ней не сами по себе, а в составе небольших групп, объединяющих 5 – 6 человек. Внутри такой группы возникают условия для передачи и усвоения знаний и умений непосредственно от ребёнка к ребёнку, оказание помощи и поддержки друг другу, начинает вырабатываться толерантность (терпимость). Ребёнок начинает постепенно прислушиваться к мнению окружающих, согласовывать свои устремления с действиями других детей.
Предоставьте ребёнку возможность поэкспериментировать во время игры, самому отыскать в этом разнообразном мире звуков настоящие чудеса (Какой материал шуршит громче, а какой тише? А каким будет звук, если у меня пустая бутылка, а у тебя - с водой, и мы подуем в них вместе). Вот ребёнок берёт в руки музыкальный инструмент, у которого есть свой определённый голос, настроение… И, в итоге, получается не просто оркестр, а целый «музыкальный разговор», в котором тоже заложены крупицы невербального общения самих детей. В ходе такой экспериментальной деятельности дети начинают тянуться друг к другу, договариваться, сопереживать неудаче товарища, и, особенно, радоваться маленьким открытиям и победам.
В дошкольном возрасте дети нередко довольно неприязненно относятся друг к другу: не хотят вставать в пары с тем или иным ребёнком, браться за руки и т. д. Особенно резко этот негативизм проявляется во время разучивания парных танцев. И тут на помощь педагогу приходят коммуникативные массовые танцы – чудесное изобретение наших предков.
Известно, что ещё до появления вербального общения, танец был средством коммуникации. Ощущения и чувства единения и гармонии в массовых танцах и сегодня дают людям эмпатическое понимание друг друга.
Коммуникативные танцы со сменой партнёра доступны для исполнения в самых разных возрастных группах, так как имеют простые фигуры и движения. С их помощью дети легче вступают в контакт друг с другом, развивается инициативность, естественным образом снимаются зажимы. У ребёнка появляется чувство уверенности в себе, поднимается уровень самооценки, значимость в коллективе. А тактильный контакт, который осуществляется в танце, дружественные жесты – всё это способствует развитию доброжелательности между детьми, нормализуя, тем самым, микроклимат в детском коллективе. Доступность коммуникативных танцев позволяет использовать их не только на занятиях, праздниках и досугах, но и подключать к участию в них и родителей. Играя вместе с детьми, родители учатся выстраивать отношения со своим ребёнком, у них укрепляется чувство уверенности в своих силах.
Особое место в развитии живого общения принадлежит традиционному русскому народному творчеству, объединяющему в себе и песню, и пляску, и пантомимические изображения действий бытового характера, и характерные персонажи: лебёдушка, сонный Дрёма, ворон, козёл, зайчик… Именно в народном фольклоре присутствует много шуток – дразнилок, которые на первый взгляд могут показаться и обидными, а на самом деле являются «прививкой» от этой самой обидчивости, так как учат детей подмечать плохое, некрасивое, несправедливое; развивают чувствительность к нелепым жизненным ситуациям. Ту же роль играет и ещё одна форма русского народного творчества – частушка, столь любимая как детьми, так и взрослыми.
Хочется несколько слов сказать и о театрализации и театральной игре, которые сами по себе музыкальными могут и не быть, но всё же связаны с музыкой. Общеизвестный факт: театра нет без общения. Так почему бы не прийти к общению через театр, начиная с маленькой инсценировки из двух строчек до красивой постановки спектакля, в котором могут принимать участие дети самого разного возраста; куда входят и песни, и танцы; в процессе работы над которым обязательно возникают интересные и проблемные ситуации, решая которые, дети учатся умению общаться друг с другом.
И пусть дети, которых мы воспитываем, не станут музыкантами, но если музыка помогает им стать хорошими людьми и научиться жить среди людей – значит, наша работа была не напрасной. Ведь от того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и дальнейшая его судьба.