Гульнара Кирамова
Районное методическое объединение «Художественно-эстетическое развитие в различных видах деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы очень рады видеть вас в нашем детском саду. Надеемся, наша встреча пройдет насыщенно и плодотворно. Тема нашей сегодняшней встречи «Художественно-эстетическое развитие в различных видах деятельности дошкольников». И мне хотелось бы начать нашу встречу с цитаты В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарование детей - на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок…»
Публикация «Районное методическое объединение „Художественно-эстетическое развитие в различных видах деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Вот почему одним из наиболее доступных видов работы с детьми в детском саду является художественно- эстетическое развитие.
Что такое художественно-эстетическое развитие? (это деятельность в которой ребенок наиболее полно раскрывает и реализует себя как творческую личность);
-это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Д. Б. Лихачев).
В рамках ФГТ область «Музыка» и «Художественное творчество» рассматривалось отдельно, а теперь объединились в одну образовательную деятельность «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством.
Художественно-эстетическое развитие (п. 2.6 ФГОС ДО) предполагает:
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
-становление эстетического отношения к окружающему миру;
-формирование элементарных представлений о видах искусства;
-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
К художественно-эстетической деятельности относится :
Изобразительная деятельность;
Музыкальная деятельность;
Восприятие художественной литературы;
Театрализованная деятельность.
Цели художественно-эстетической деятельности :
-развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности;
-совершенствование эстетического сознания;
-включение в гармоничное саморазвитие;
-формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Задачи художественно-эстетической деятельности :
-развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов;
-формирование элементарного эстетического сознания;
-формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;
-развитие эстетических и художественно-творческих способностей;
-систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно-творческих способностей;
-формирование основ эстетического вкуса.
Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников.
Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка. Игра на простых музыкальных инструментах выполняет релаксирующую функцию, снимает психологическое напряжение
Индивидуализация заданий. Образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития направлена на раскрытие творческого потенциала воспитанников и формирование способности к восприятию произведений искусства.
Методы и приемы, способствующие художественно-эстетическому развитию :
-метод обследования, наглядности;
-словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
-практический;
-эвристический (развитие находчивости и активности);
-проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей путем включения проблемной ситуации в ходе общения);
-сотворчество;
-мотивационный (убеждение, поощрение).
Основные направления и формы работы с детьми:
-творческие задания;
-выставки детских работ;
-экскурсии (выставки, музеи);
-дидактические игры и пособия;
-непосредственно-образовательная деятельность;
-индивидуальная работа;
-развлечения и праздники.
Основные направления и формы работы с родителями:
-выставки детских работ;
-индивидуальные консультации;
-родительские собрания;
-выставки методической литературы;
-информационные стенды;
-папки передвижки;
-рекомендации;
-анкетирование;
Беседы.
Задачи обучения в группе раннего возраста и младшей группе:
-Готовить к восприятию произведений искусства;
-Готовить детей к посещению театра;
-Знакомить со средствами выразительности в разных видах искусства;
-Способствовать развитию певческих навыков;
-Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
-Приобщать к декоративной деятельности;
-Познакомить с материалами для рисования (карандашами,красками) и приемами пользования ими;
-Подводить к различению видов искусства через художественный образ;
-Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и вопросы воспитателя.
(показ слайдов по младшей группе)
Задачи обучения в средней группе:
-Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
-Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
-Познакомить с архитектурой;
-Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;
-Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;
-Обогащать представления детей об искусстве;
-Знакомить с произведениями народного искусства;
-Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации;
-Учить выделять и называть основные средства выразительности;
-Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.
(показ слайдов в средних группах)
Задачи обучения в старшей группе:
-Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;
-Знакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;
-Знакомить с произведениями живописи;
-Знакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;
-Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства, учить соотносить художественный образ и средства выразительности;
-Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству;
-Формировать бережное отношение к произведениям искусства.
(показ слайдов в старшей группе)
Задачи обучения в подготовительной группе:
-Формировать основы художественной культуры;
-Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;
-Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;
-Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;
-Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;
-Определять жанр исполняемого произведения и инструмент, на котором исполняется;
-Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;
-Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.
(показ слайдов в подготовительной группе).
Уважаемые коллеги, не надо забывать, обучая детей задачам по художественно-эстетическому направлению, все это проходит при непосредственном общении педагога с каждым ребенком, уважительном отношением к ребенку, к его чувствам и потребностям.
Хотелось бы закончить нашу встречу восточной мудростью: «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который нужно зажечь».
Вот этой мудростью будем руководствоваться при воспитании своих маленьких творцов.