светлана зайцева
Воспитание бережного отношения у дошкольников с ОНР к природе в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание бережного отношения у дошкольников с ОНР
к природе в различных видах деятельности.
Актуальность опыта работы
В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, что является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей малой Родины, тем больше они будут любить её. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности.
Публикация «Воспитание бережного отношения у дошкольников с ОНР к природе в различных видах деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Все природные явления привлекают внимание детей, радуют их, что даёт богатую пищу для развития. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Особенности развития детей с ОНР.
Дети же с общим недоразвитием речи имеют ряд особенностей в развитии, которые включают в себя:
Недостаточно развитые лексические и грамматические категории, звукопроизношение.
Позднее начало речи (3-4 года).
Резкое ограничение словаря.
Неумение пользоваться способами словообразования; образования новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Затруднение подбора однокоренных слов.
Ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск и использование предлогов, смешение форм склонения, и т. д.).
Дефекты звукопроизношения (все виды).
Нарушение ритмико-слоговой структуры слова.
Неумение выказаться предложением, пропуски значимых частей речи.
Замедленность развития психических процессов.
У детей с ОНР процесс мышления характеризуется импульсивностью, замедленностью (И. Т. Власенко, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Наряду с нарушением мышления характерна и недостаточная сформированность внимания (А. Н. Корнев, А. В. Ястребова, О. Н. Усанова).
Замедленность протекания познавательных процессов и сенсорного развития.
Описанные нарушения у детей с ОНР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми. В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ОНР большое место занимают нарушения памяти (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева). Сенсорное развитие детей с нарушениями речи также имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом.
Замедленность развития непосредственно связной речи.
Затруднение в распространении простых предложений и построении сложных.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Пропуски отдельных, важных в смысловом отношении слов, фраз, отсутствия смысловой связи, незавершенность частей текста, а также сочетание различных недостатков.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Невнятность речи в целом.
Недостаточность речевой активности.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Учитывая вышесказанное, необходимо ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавЗаать его в образах, рисунках.
Поэтому наиболее приемлемым для себя в работе по воспитанию бережного отношения у дошкольников с ОНР к природе Мурманской области я вижу использование различных видов деятельности.
Цель: Формировать представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
Задачи:
• Формировать систему элементарных научных экологических знаний.
• Развивать познавательный интерес к миру природы, умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.
• Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого себя поведения;
• Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
• Развивать психические и познавательные процессы.
• Осуществлять сенсорное развитие.
• Развивать мелкую моторику, навыки рисования, вырезывания, лепки.
• Развивать связную речь.
• Воспитывать творчество, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Формы и методы по ознакомлению дошкольников с природой.
Тематические лексические недели «Деревья», «Дикие животные леса», «Животные Севера», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Ягоды, грибы», «Человек. Части тела», «Насекомые», «Цветы», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и т. д.
ООД по валеологии.
«Помощники человека - органы чувств»
«Путешествие витаминки»
«Как сохранить здоровье»
ООД по развитию речи и чтению художественной литературы.
Пересказы литературных произведений по моделям о природе.
Составление описательных рассказов по мнемотаблицам о природных явлениях, животных, птицах, деревьях.
Составление сравнительных рассказов по мнемотаблицам о природных явлениях, животных, птицах, деревьях.
Заучивание стихотворений по мнемотаблицам о природе.
Придумывание загадок по моделям о природных явлениях, животных, птицах, деревьях.
ООД по художественному творчеству.
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей, к тому же если она связана с природными явлениями и объектами.
Природные явления и объекты, выражаемые в продуктивной деятельности, оказывают большое влияние на сенсорное развитие детей. Формирование представлений о природных явлениях и объектах требует усвоение знаний об их жизни, свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Знания о природе позволяют моделировать предметы окружающего мира, приводят к созданию реального продукта, в котором представление о природном предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Полученные знания и впечатления дети отображают в индивидуальных и коллективных:
Рисунках,
Рисовании и аппликации,
Аппликациях,
Лепке из пластилина,
Лепке и росписи из солёного теста,
Создании пластилиновых пластин,
Создании образов в технике оригами,
Работах смешанной техники.
Прогулки.
Особое значение по ознакомлению детей с природой я уделяю наблюдениям на прогулке за небом, птицами, ветром, снегом, дождём, листьями, почками, песком, камнями, животными, цветами, травой, насекомыми и т. д.
Прогулка способствует не только физическому, но и умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающих природных объектах и явлениях. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем.
ИКТ.
Компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ позволяет разнообразить демонстрируемые объекты и явления природы, показать их в реальности (фото, фильмы). А так же проследить ряд процессов, которые невозможно продемонстрировать ежемоментно.
Кроме того, компьютерные технологии позволяют разработать новые методические пособия по ознакомлению с природой, способствующие формированию у детей основ экологического образования, на основе сочетания традиционных форм работы и новых технических возможностей.
Конкурсы чтецов.
Стихи влияют на умственное и эмоциональное развитие ребёнка своим содержанием о природе, прекрасным слогом, воспевающим красоты и явления, силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать, оценивать и воспроизводить поэтические произведения о природе, воспитывать художественный вкус. Что важно для детей с ОНР.
Каждое произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает его знания, словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи, расширяет объём памяти.
Но необходимо не только заучить с детьми стихотворения, но и дать возможность показать свои умения в декламировании.
Создание рукописных книг о природе.
Одной из наиболее увлекательных и результативных форм работы по воспитанию бережного отношения к природе, я считаю создание рукописных книг.
Из слушателя ребенок превращается в соавтора, став одним из создателей своей рукописной книги. Накапливаемые природные знания и образы в процессе создания рукописных книг создают сенсорный опыт, который, развиваясь, вступает во взаимодействие с вновь воспринимаемыми объектами. Поучаствовав в процессе, ребёнок учится проявлять дружелюбие при оценке работ других детей и радоваться достигнутому результату. Работа по созданию книг получила у детей большой эмоциональный от клик, дала им возможность реализовать собственный творческий потенциал.
• Создана книга «По стихам А. Барто о природе», содержащая в оформлении детские работы: оригами, рисунки, вырезывание снежинок, которые мы создавали ранее и специально к стихам о природе.
• Создана книжка – игрушка «Спортивная история», где текст сказки авторский. Герои книжки – жители Севера. Эта книжка - игрушка позволяет действовать подвижными героями, создавая и разрешая различные ситуации по приобщению к здоровому образу жизни и спорту, по развитию связной речи.
• Создана книга с экологической сказкой «История в лесу» с участием музыкального руководителя, детей и педагога другой группы. Данное сотрудничество позволяет развивать не только навыки, которые перечислены в задачах, но и нравственные качества детей, терпимость к младшим, к людям другой национальности, позволяет расширить круг социального общения, раскрепоститься, развить эмоции. В этой книге использовалась стихотворная пьеса, которую сочинили сами взрослые в данном сотрудничестве.
Создание плакатов, выставок.
Как пробуждать в детях гражданскую активность ко всему живому? Я думаю, что каждый ребенок может «выговориться» на данную тему не только в рисунке, но в плакате тоже. Такая работа является первоисточником пробуждения активности детей, направленной на борьбу за защиту окружающей среды.
Экологические плакаты являются тем самым действием, в котором ребенок призывает к помощи окружающей среде, а значит, и сам делает попытку не навредить своему «дому» и тем, кто живет и растет рядом с ним. Можно назвать этот вид работы гимнастикой для ума, которая, помимо всего прочего, формирует личностные качества ребенка.
Выставки работ о природе имеют ту же цель, что и плакаты. Но ещё дают возможность продемонстрировать свои знания, умения и навыки. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми.
Праздники, развлечения и викторины о природе.
Праздники, развлечения и викторины экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Вышеназванные формы работы несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. В таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей.
Поскольку праздники, развлечения и викторины экологического содержания – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.
В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание в ходе праздников и досугов, является деятельность ребенка в коллективе сверстников.
Сотрудничество с библиотекой – филиалом №5.
Уже много лет наш ДОУ сотрудничает с библиотекой – филиалом №5. Такой тандем позволяет детям получать новые знания в связи с тематической неделей о природе, развивать любознательность и интерес к литературе о природе, участвовать в конкурсах чтецов и викторинах.
Сотрудничество с родителями.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.
Родители привлечены к участию экологических праздников, конкурсам чтецов, где являются членами жюри. Так же становятся вместе с детьми участниками конкурсов рисунков, поделок и проектов о природе и городе.
Эффективность использования форм и методов
по ознакомлению дошкольников с природой.
• Разработана система ознакомления дошкольников с природой родного края.
• Разработано методическое и дидактическое сопровождение по разделу.
• Обогащены и систематизированы знания о природных и сезонных явлениях с учётом климатической зоны, о представителях животного и растительного мира.
• Приобретены знания детей о способах сохранения природных объектов.
• Дети стали более внимательны и наблюдательны к природному миру, появились новые вопросы для понимания существования природных объектов и явлений; научились прослеживать взаимосвязи; делать выводы.
• Дети научились давать оценку своим действиям и действиям других людей по отношению к природе; освоили нормы поведения в природном окружении.
• Речь детей обогатилась, активизировалась.
• В результате проведённой работы у дошкольников четко сформировалось представление о том, что сохранность мира природы – обязанность человека.
• Тонкие движения руки стали более точные, закрепились умения и навыки вырезывания, лепки, рисования, ориентировки на листе и относительно себя.
• Дети научились более дружелюбно взаимодействовать в коллективе; некоторые же из них раскрепостились.
• Произошло вовлечение родителей в жизнь ДОУ и в интересы ребёнка в семье.