Татьяна Потапкина
Формирование навыка безопасного поведения на дорогах у дошкольников в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации Старооскольского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального
образования «Старооскольский институт развития образования»
«Формирование навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников в различных видах деятельности»
Алисова Марина Владимировна
Потапкина Татьяна Валериевна
воспитатели муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
детский сад №4 «Василёк»
Публикация «Формирование навыка безопасного поведения на дорогах у дошкольников в различных видах деятельности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Старооскольского городского округа
Старый Оскол
2018
Содержание:
Информация об опыте….
Технология опыта…
Результативность опыта….
Библиографический список…
Приложения к опыту….
Информация об опыте.
Условия возникновения и становления опыта
Свою педагогическую деятельность педагоги осуществляют в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №4 «Василёк», который расположен по улице Октябрьская д. 35, в старой части города Старый Оскол в густонаселенном районе, рядом с проезжей частью, вдали от парков, водоемов, зон отдыха. Родители детей, посещающих детский сад, состоят из разных слоёв населения. Работают полный рабочий день или посменно. Социальный портрет воспитанников следующий: большая часть (около 81%) – дети из семей рабочих и служащих, многодетные семьи (14%). Дошкольное учреждение работает по программе: «Основная образовательная программа дошкольного образования детского сада №4 «Василёк».
Самым ценным и главным является здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое количество времени. Важно, как можно раньше научить юных участников дорожного движения правилам поведения на улицах и дорогах. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача — донести информацию не только до детей, но и их родителей, таким образом, чтобы выработать у них жизненно важную привычку - соблюдать правила дорожного движения и научить поступать также своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.
Выводы по проведенной предварительной диагностики уровня знаний детьми Правил Дорожного движения (по программе Т. И. Даниловой «Динамика знаний детьми правил дорожного движения» (Приложение №1) и анкетирование родителей (Приложение №2) по данной теме оказались крайне неутешительными (Приложение №3).
Низкий уровень — 65%
Средний уровень — 21%
Высокий уровень — 14%
Таким образом, изучив результаты предварительного диагностирования дошкольников и проанализировав их в дошкольном учреждении, педагоги пришли к выводу, что необходимо более глубоко остановиться на проблеме формирования у дошкольников модели безопасного поведения на дороге, улице и транспорте в различных видах деятельности.
Актуальность опыта.
Современная действительность такова, что проблема обучения детей Правилам Дорожного Движения приобрела жизненную необходимость. Скорость движения, плотность потоков на улицах и дорогах города быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Задача раннего формирования навыков безопасного поведения на дороге, используя различные виды деятельности, актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент безопасного поведения на дорогах, на улице и в транспорте.
Постоянные напоминания и призывы сотрудников ГИБДД к соблюдению правил дорожного движения не всегда оказываются эффективными.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма находится на особом контроле Госавтоинспекции, что вызывает обеспокоенность, особенно в осенне-зимний период.
Статистические данные всегда дают сухие числа количества зарегистрированных ДТП, но и они часто заставляют задуматься. И это еще одно напоминание взрослым о том, что соблюдение ПДД поможет уберечь не только себя от опасности, но и окружающих, и маленьких пешеходов в том числе.
Таким образом, педагогами выявлены следующие противоречия:
между участившимися случаями ДТП с участием детей и комплексом мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах;
между привитием детям общих знаний о дорожном движении (знакомство со знаками, автомобилями.) и необходимостью практического обучения ребенка правильному поведению на дороге;
между обучением дошкольников культуре поведения на улице и развитием у детей ориентировке в пространстве.
Становится очевидным, что для разрешения противоречий необходимо одновременное всестороннее воздействие на ребенка различных методов и приемов, что составляет сущность принципа разнообразных видов деятельности.
Каждый педагог должен формировать, воспитывать дисциплинированного пешехода и с детства прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность.
Следовательно, именно у детей дошкольного возраста закладывается основной фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Исходя из этого, была определена основная идея опыта - формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах в различных видах деятельности.
Длительность работы над опытом составляет 3 года, с 2014 по 2017год.
1 этап 2014-2015 г. г. - диагностический - оценка ситуации с целью правильной постановки первоочередных задач. Анализ литературы, подбор диагностических методик.
2 этап 2015-2016 г. г. – практический - создание в группе предметно-развивающей среды, наглядно иллюстративных материалов, условий для формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах в различных видах деятельности.
3 этап 2016-2017 г. г. – обобщающий - анализ результативности деятельности. Обобщение опыта.
Диапазон представленного опыта – единая система работы «педагог-ребенок-родитель». Работа по данному опыту проводится в различных видах деятельности : образовательной, самостоятельной, игровой, трудовой и индивидуальной деятельности как с детьми, так и с родителями.
Теоретическая база опыта основана на исследованиях Т. И. Даниловой, Л. Б. Поддубной, В. Надежиной по применению педагогических методик профилактики дорожно-транспортного травматизма.
Проблемой безопасности детей, созданием системы целенаправленного обеспечения их знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, JI. А. Кондрыкинской, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина. Обобщался опыт дошкольных учреждений в этом направлении А. Д. Добрушиным, В. Н. Зимониной, Н. И. Клочановым, JI. А. Комлевой, JI. В. Куцаковой, Е. А. Козловской, С. А. Козловским, С. И. Мерзляковой, И. С. Окуневым, В. Н. Сахаровой.
Самой главной отличительной чертой всех методов воздействия, по мнению авторов методик, является их единая направленность на улучшение запоминания правил поведения на улице, понимания важности и надобности соблюдения этих правил.
В своей работе педагоги опираются на программу «Светофор» Т. И. Даниловой, а также на методические разработки Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой «Безопасность», публикации из всероссийской газеты «Добрая Дорога Детства».
Новизна педагогического опыта заключается в разработке творческих заданий и наглядных пособий, способствующие повышению эффективности формирования навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников. Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке творческих заданий и наглядных пособий, подходящих для различных видов деятельности, способствующие повышению эффективности формирования навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольниковНовизна педагогического опыта работы заключается в разработке творческих заданий и наглядных пособий, подходящих для различных видов деятельности, способствующие повышению эффективности формирования навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольниковНовизна педагогического опыта работы заключается в разработке творческих заданий и наглядных пособий, подходящих для различных видов деятельности, способствующие повышению эффективности формирования навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Данный опыт может быть реализован в общеобразовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп, при организации непосредственной образовательной деятельности, в любых других видах деятельности и в работе с родителями.
Технология описания опыта
Целью данной работы является формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах в различных видах деятельности.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
формирование у детей привычки правильного поведения на дорогах, умения ориентироваться в различной обстановке;
взаимодействие с детьми и родителями по формированию знаний безопасного поведения на дорогах;
воспитание грамотного участника дорожного движения.
Работа по воспитанию безопасного поведения у дошкольников началась с создания условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения. Для этого в группе был создан уголок безопасности дорожного движения. Дети знакомились с такими понятиями как «перекресток», «многополосное движение», «островок безопасности» и др. Совместно с детьми изготовлен макет улицы, где обозначен перекресток, дома, светофор, дорожные знаки. Используя макет, дети знакомились с такими темами как: «Дорожные знаки», «Светофор», «Транспорт» и др. Были подобраны дидактические игры («Улица, на которой расположен детский сад», «Автоинспектор и водители», «Пешеходы и водители», настольные игры («Крутые гонки», «Законы улиц и дорог», «Правила дорожного движения») по изучению детьми правил дорожного движения. Вместе с детьми были изготовлены наглядные пособия к сюжетно – ролевым играм («Автобус», «Дорога», «Милиционер – регулировщик» и др.).
Для формирования у детей привычки правильного поведения на дорогах, умения ориентироваться в различной обстановке, воспитания безопасного поведения на дорогах, педагогами велась работа в различных видах деятельности.
Коммуникативная деятельность представлена в закреплении и обобщении различных видов транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др., наблюдения на экскурсиях, беседы («Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается», «О правилах дорожного движения», разучивание стихотворений («Милиционер» А. Дмоховский, «Светофор» С. Михалков, чтение рассказов («Автомобиль» Н. Носов, «Заборчик вдоль тротуара» Л. Гальперштейн).
В познавательно-исследовательской деятельности педагоги развивают математические понятия «левая, правая сторона», то есть ориентирование в окружающем пространстве; привлекают детей к составлению планов, схем участка, дороги («В гости к Смешарику»).
В изобразительной деятельности педагоги формируют умение рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей («Улица города», «На нашей улице»).
В трудовой деятельности дети вместе с педагогами изготавливают атрибуты для игр из различных материалов (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов и др. атрибутика).
В конструировании у детей формируется интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного) в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта, умение планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомство с разнообразными пластмассовыми конструкторами; создание различных моделей (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу («Светофор», «В два ряда стоят дома»).
Двигательная деятельность направлена на развитие координации движений и ориентировку в пространстве с помощью подвижных игр («Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Красный, желтый, зеленый» и т. д.).
В музыкальной деятельности дети принимали активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, квест играх по теме «Дорожная азбука», «Поле дорожных чудес», «КВН «Дорожные знаки».
В игровой деятельности при обучении детей правилам дорожного движения используются игры и упражнения, логически связанные с темой и позволяющие детям чередовать умственную и физическую нагрузку («Светофор», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Круги Лулия», «Законы улиц и дорог». В ходе игры педагоги знакомят детей с новыми правилами, закрепляют ранее изученные. На практике упражняют в способах перехода улицы, поведения в транспорте. В качестве гимнастики для глаз педагоги используют игру «Где остановка?». Эта игра позволяет снять зрительное напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. Также тренируется внимание и способность детей длительно удержать в сознании зрительный образ. (Приложение №4)
В процессе формирования навыков у дошкольников безопасного поведения на дорогах педагоги используют все доступные формы работы с детьми в различных видах деятельности. (Приложение №5).
Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.
В ходе совместной деятельности педагоги знакомят родителей с работой, которая проводится в группе (показ открытых мероприятий, развлечений, досугов, рассказывают об успехах детей в освоении правил поведения на улице, в транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях («Экскурсия к перекрестку», «Экскурсия к остановке пассажирского транспорта») через наглядную агитацию, родительские собрания («Безопасность детей на улицах города», «Учим с детьми», консультации (Приложение №6) («Ваш ребенок ходит в детский сад», «Научись сам и научи ребенка», спортивные праздники («Приключения в стране «Светофория», «Путешествие по городу дорожных знаков», конкурсы («Правила дорожного движения»). При взаимодействии работы с родителями педагогами были разработаны увлекательная игра «Поле дорожных чудес» (Приложение 7) и занимательный тест для мамочек, папочек и их деток «Цена нарушения законов перехода — жизнь и здоровье самого пешехода»; (Приложение № 8)
Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей выработались твердые навыки культурного поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Привычка правильно ходить по улице стала у детей нормой поведения.
Систематическое проведение комплексных занятий в различных видах деятельности по формированию навыка безопасного поведения на дорогах при ознакомлении с ПДД позволило педагогам добиться успешного решения поставленных перед ним задач в воспитании грамотного участника дорожного движения.
Результативность опыта
В результате проделанной работы можно проследить положительную динамику в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В процентном соотношении это составляет (Приложение №1) :
2015
2017
Низкий уровень - 65%
Низкий уровень - 3%
Средний уровень - 21%
Средний уровень - 75%
Высокий уровень - 14%
Высокий уровень - 22%
Диагностика проводилась по тем же критериям, что и в начале обучения. В ней были учтены возрастные особенности детей.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что к моменту поступления в школу большинство детей знают:
алгоритм перехода дороги «остановись — посмотри — перейди»;
имеют представления о видах транспорта (воздушный, наземный, водный);
различают на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные);
умеют выбрать способ перехода проезжей части дороги, различают пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый и нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, постовой, а также дорожные знаки;
знают правила перехода проезжей части (три фиксации повороты головы — в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу;
у детей развился интерес к изучению ПДД, родители стали активно участвовать в решении данной проблемы;
дети осознали необходимость изучения ПДД;
большой интерес у детей вызвали наглядные, практические и игровые методы обучения правил дорожного движения.
Таким образом, в образовательном процессе дошкольного учреждения можно более точно и достоверно изучить правила дорожного движения, сформировав навык безопасного поведения в различных видах деятельности.
А также результаты анкетирования родителей показали необходимость формирования компетентности в вопросах личной безопасности детей и их родителей, а также актуальность систематической работы по данному разделу.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, даёт положительные результаты.
ЛИТЕРАТУРА
Авдеева, Н. Н., Князева, Н. Л., Стеркина, Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
Баряева, Л. Б. Азбука дорожного движения : программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения/Л. Б. Баряева. – М. : Дрофа, 2007.
Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников : кн. для восп. детск. сада и родителей/К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина. – М. : Просвещение, 1998.
Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Извекова, Н. А., Медведева, А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения/Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
Козловская, Е. А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма/ Е. А. Козловская. - М. : «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
Правила дорожного движения. Авторы-составители Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. Волгоград, 2011 г.
Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности/О. Н. Русак. – СПб, 1994.
Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика- Синтез, 2008.
Скоролупова, О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»/О. А. Скоролупова М., 2004.
Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения : пособ. для воспит. детск. сада/Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1999.
Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Т. Г. Хромцова. - М. : Педагогическое общество России, 2005. .
Шойгу, С. К. Организационные указания по подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций на 1998-2000 годы/С. К. Шойгу // Основы безопасности жизнедеятельности – 1998. - № 2.
18. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5- 8 лет. -М. : ТЦ Сфера, 2009