Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики в процессе организации в различных видах деятельности в ДОУ и дома

Ирина Кузнецова
Развитие мелкой моторики в процессе организации в различных видах деятельности в ДОУ и дома
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить родителей с работой по развитию у детей 6 – 7 лет графомоторных навыков в домашних условиях.

Задачи:

• Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника в период подготовки к школьному обучению.

• Ознакомить с приёмами «штриховки» : целью, выполнением и правилами.

• Способствовать активному вовлечению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

• Просвещение с целью повышения педагогической культуры.

Публикация «Развитие мелкой моторики в процессе организации в различных видах деятельности в ДОУ и дома» размещена в разделах

Уважаемые родители! Наши дети подросли и перешли в подготовительную к школе группу. Начинается время активной подготовки к обучению в школе.

В период старшего дошкольного возраста все родители, занимающиеся развитием малыша, чаще всего сосредотачивают свои усилия на эффективной подготовке к школе. Активно тренируются навыки чтения, письма, счёта, много времени уделяется повторению и изучению тем по окружающему миру. Но нередко на этом фоне теряется столь значимое направление, как работа над мелкой моторикой.

Друзья, чтобы малыш в первом классе не уставал на уроках русского языка, чтобы он уверенно и чётко выводил сначала крючки и закорючки, а позже буквы, слова и целые тексты, вам необходимо, прежде всего, тренировать его пальчики.

За последние 10 лет количество детей, имеющих сложности с письмом, увеличилось в несколько раз. Причин много, но по большому счету их можно свести к одной – в их жизни нет тактильного разнообразия. Это раньше детям нужно было и шнурки завязывать, и помогать маме со стиркой и уборкой, шить, вязать и вышивать, пилить, строгать и вырубать. Сейчас все богатство тактильных ощущений сводится к экрану тачпада. А между тем, развитие мелкой моторики у детей укрепляет не только пальцы и всю кисть, но и влияет на формирование головного мозга и становление речи. К сожалению, о трудностях с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

А если чуть-чуть пораньше озадачиться таким вопросом, как развита мелкая моторика у дошкольников, то можно облегчить ребенку жизнь в школе.

Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Занятия по развитию мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторики руки и развитием речи.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма в начальный период обучения: ребёнку тяжело писать, появляется боль и дрожь в кистях рук, они плачут и нервничают.

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее справиться с письмом. В исследования психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребёнка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат обучения? Было выяснено, что и созревание и обучение – факторы, в равной степени необходимые для формирования моторики пальцев рук. Сформированность мелкой моторики ребёнка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.

Следует обратить внимание на такие ошибки:

• невозможность пересчитать пальцы (пропуск то одного, то другого пальца);

• лишние движения на другой руке (ноге) – синкинезии;

• при пересчёте пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты;

• медленное выполнение отстукивания ритмов;

• при выполнении проб – повышенный мышечный тонус, резкость движений;

• в пробах на имитацию – отсутствие плавности движений, точности выполнения.

Основным содержанием занятий по подготовки руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно в различных видах деятельности :

1. В процессе игры на музыкальном инструменте. При игре на фортепиано различных упражнений, у детей укрепляются мышцы кисти, предплечья, плеча. Подушечки пальчиков становятся более чувствительными.

2. В процессе лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями : наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.

3. Конструирование делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль над движением руки, помогает образованию связи рука-глаз.

К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждает ребёнка избегать сложных действий.

Большое значение в развитии мелкой моторики имеют пальчиковые гимнастики. Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Цели пальчиковой гимнастики:

развивать мелкую моторику детских рук и пальцев

• способствать развитию мозга и речи ребёнка

развивать творческое начало

• улучшать память

• готовить руку к письму.

Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное, инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять ими. В возрасте 6-7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребёнок может достичь хороших результатов в развитии моторики руки.

Для развития графического навыка следует использовать:

• графический диктант;

рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

• рисование по точкам, контурам, клеточкам;

• штриховки с различными направлениями движения руки, силуэтные штриховки.

Выполняя различные виды заданий. Ребёнок приобретает опыт графических движений. Важно сразу обучать ребёнка правильным приё мам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

В 6-7 лет ребё нок должен выполнять следующие виды штриховки:

• Прямые вертикальные (сверху вниз);

• Горизонтальные (слева направо);

• Наклонные;

«клубочками» (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);

• Полукругами (чешуя у рыбы, черепица у крыши);

• Крупными петельками;

При выполнении штриховки ставим следующие задачи:

развитие мелких мышц пальцев и кисти руки;

развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур, соблюдать одинаковое расстояние между линиями)

Как научить ребенка штриховать:

• параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо и справа налево;

• по косым линиям, точками;

• круговыми линиями, полуовалами;

• волнистыми линиями.

Однако, следует отметить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.

Следующий вид работы по формированию графических навыков – работа с прописями. При выборе прописей обязательно учитываем величину и цвет клетки, качество печати.

Цели работы с ними:

• научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;

• научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и наоборот;

• проводить линии в различных направлениях;

• проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии;

• воспитывать умение сосредотачиваться.

Немаловажное значение придаём работе с трафаретами и фигурными линейками.

В ходе организованной деятельности, на занятиях, даём детям задания по развитию графических навыков, цель которых:

• закрепить навыки ориентировки на листе бумаги в перфокартах, лабиринтах и так далее;

развивать глазомер, умение видеть строку, соблюдать заданный интервал между палочками и фигурами, между линиями штриховки при использовании прописей;

В процессе выполнения графических упражнений дети ещё усваивают необходимые для письма гигиенические правила: как правильно сидеть, как положить руки, кисти рук, как правильно держать ручку, карандаш, тетрадь, одновременно начинать и заканчивать работу.

Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 минут.

Работа по развитию будет эффективной, только в том случае, если она проводится в содружестве с семьей. Помните! Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Таким образом, регулярные занятия родителей с ребёнком дома по развитию графомоторных навыков обеспечат не только высокий уровень развития мелкой моторики, но и всесторонние развитие мышления, интеллекта и речи, а так же правильное и красивое письмо в будущем. Успехов Вам в воспитании ваших детей!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ на основе нетрадиционного использования различных предметовИгры на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ на основе нетрадиционного использования различных предметов Игры на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ на основе нетрадиционного использования различных предметов. Как часто мы слышим выражение.

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики дома» Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики дома» Цель: 1. Ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика»; 2. Дать рекомендации.

Опыт работы «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» Районный конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» среди педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Профилактика оптической дисграфии и развитие мелкой пальчиковой моторики в продуктивных видах деятельности ЗАДАЧИ Воспитательные: • привитие интереса к изучению букв • формирование регулирующей функции речи: развитие произвольного поведения,.

Районное методическое объединение «Художественно-эстетическое развитие в различных видах деятельности дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Мы очень рады видеть вас в нашем детском саду. Надеемся, наша встреча пройдет насыщенно и плодотворно. Тема.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности (слайд 2) Актуальность данной темы состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие.

Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности» Григорьева Евгения Эльяевна воспитатель.

Развитие творчества, воображения в различных видах деятельности в реабилитационном процессе Развитие творчества, воображения у детей дошкольного возраста – является актуальной проблемой в наше время. Потребность нашего общества.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности Содержание 1. Введение 2. Теоретические основы 2.1 Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 2.2 Взаимосвязь головного.

Социальное развитие детей с нарушением зрения в различных видах музыкальной деятельности СЛАЙД № 1 Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов, быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики в процессе организации в различных видах деятельности в ДОУ и дома
Опубликовано: 29 сентября 2018 в 21:51
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики в процессе организации в различных видах деятельности в ДОУ и дома» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД