Приложение МААМ

Развитие речи дошкольников через чтение художественной литературы

Светлана Ильина
Развитие речи дошкольников через чтение художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка обогащается словарь. Во время пересказа дети пользуются простыми и сложными предложениями. Делают свою речь красочной. Во время принятия роли, изображая сказочного героя, меняют интонацию, темп речи.  

Темочки:

Цель:Формирование речи дошкольников, посредством использования художественной литературы.  

Оборудование: книги, игрушки, настольный театр, кукольный театр, фланелеграф, журналы, альбомы, иллюстрации, картинки, схемы, мнемотаблицы, аудиозапись.  

Наличие игровых приемов: 

- сюрпризный момент; 

- игровой персонаж; 

- речевые игры; 

- эмоциональность педагога.  

Подготовка воспитателя: прежде чем начать чтение художественной литературы надо провести анализ (выделение основного замысла, характер действующих лиц, мотивы поступки); 

Поработать  над выразительностью передачей текста: основной тон, интонация, расстановка логических ударений и пауз, выработка правильного произношения.  У воспитателя должна быть хорошая дикция. Так же надо подготовить детей к восприятию литературного текст к осмыслению его содержания и формы (активизировать личный опыт детей, обогатить представление путем организации наблюдений, рассматривание картин, иллюстрации. Объяснить незнакомые слова.  

А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра,  очень интересным является организация выставок детских рисунков, книжек-самоделок и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.  Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность). И также посещений библиотек и музеев.

Методы и приемы: 

Словесный: 

- Объяснение незнакомых слов.  

- Словарная работа: 

Наблюдение, 

Работа с сюжетными картинами, репродукциями картин художников, 

Использование художественной литературы, 

Дидактические, развивающие, настольные  игры и упражнения, 

Подвижные игры с текстом, 

Сюжетно-ролевые игры.  

- Чтение произведений.  

Составление  плана (в виде наглядно-схематической модели): 

текст читается целиком; 

текст читается по отдельным смысловым частям; 

после предъявления каждой смысловой части дети должны ответить на вопросы: «О ком (или о чем) говорится в прослушанной части рассказа (сказки?»; «Что говорится (сообщается) об этом?»; 

рисование картинки в виде контура (схемы, придумывание заголовка;

повторение заголовков к каждой части;

воспроизведение детьми литературного произведения по нарисованному плану.

- Пересказ произведения.  

Виды пересказа: подробный, выборочный; сжатый; творческий (пересказ от лица одного из героев;   пересказ с «творческими дополнениями»). 

Требования к детским пересказам: 

осмысленность, т. е. полное понимание текста; 

 полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков; 

 последовательность; 

 использование словаря и оборотов авторского текста;

  правильный ритм, отсутствие длительных пауз; 

  культура устного рассказа (спокойная поза, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, четкость произношения).

 - Выразительное чтение.

Показатели выразительности речи: 

логическая точность; 

уместность (способность передать содержание в соответствии задачами и обстановкой сообщения); 

 образность; 

 эмоциональность; 

экспрессивность; 

индивидуальная оригинальность.

Развитие выразительности речи

образование смысловых оттенков значений существительных с помощью суффиксов (береза  -  березка  -  березонька); 

 выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, дополняющих значение производящего слова

- (худой  -  худющий, полный  -  полноватый);

 подбор антонимов (один теряет, другой. (находит);

 - подбор синонимов к изолированным словам и словосочетаниям по всем частям речи (дети  -  малыши; ребята  -  детвора); 

 выбор адекватного слова из синонимического ряда: жаркий (горячий) день; 

 подбор эпитетов к существительным (море синее, а еще какое? тихое, спокойное, лазурное).

- Беседа по произведению.

- Прослушивание грамзаписей.   

Наглядный: 

- Показ иллюстраций, картинок, игрушек.  

- Элементы инсценировки.  

- Движение пальцами, руками.  

- Схемы. Мнемотаблицы.  Алгоритмы.  

- Просмотр видеофильмов, диафильмов.  

- Оформление выставок.  

Игровой (практический): 

- Элементы инсценировки.  

- Дидактические игры.  

- Театрализованные игры.  

- Использование разных видов театра.  

- Игровая деятельность.  

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: 

- выразительное чтение воспитателя; 

- беседа о прочитанном; 

- повторное чтение; 

- рассматривание иллюстраций; 

-  объяснение незнакомых слов.   

Организация рефлексии.  

  

1. Можно провести рефлексию с применением вопросов 

Что нового вы узнали? Чему научились? Кому из вас было трудно? Кто сам справился с трудностями? Кому помогли товарищи? 

  

2. Выскказываний 

Продолжи предложения: 

Я не знал….  

Я узнал… 

Я не умел… 

Я научился….  

  

3. Смайликов (рефлексия настроения) 

  

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.  

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Итальянская сказка «Ленивая Бручолина» Цель: Формирование понимания нравственных качеств через литературное произведение. Задачи: Познакомить детей с итальянской сказкой. Учить.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников через чтение художественной литературы
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 22:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи дошкольников через чтение художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ильина (УИ 2618390) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 января 2025 вторник
08 января 2025 среда
8 января 1851 года, французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД