Светлана Ильина
Развитие речи дошкольников через чтение художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка обогащается словарь. Во время пересказа дети пользуются простыми и сложными предложениями. Делают свою речь красочной. Во время принятия роли, изображая сказочного героя, меняют интонацию, темп речи.
Публикация «Развитие речи дошкольников через чтение художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель:Формирование речи дошкольников, посредством использования художественной литературы.
Оборудование: книги, игрушки, настольный театр, кукольный театр, фланелеграф, журналы, альбомы, иллюстрации, картинки, схемы, мнемотаблицы, аудиозапись.
Наличие игровых приемов:
- сюрпризный момент;
- игровой персонаж;
- речевые игры;
- эмоциональность педагога.
Подготовка воспитателя: прежде чем начать чтение художественной литературы надо провести анализ (выделение основного замысла, характер действующих лиц, мотивы поступки);
Поработать над выразительностью передачей текста: основной тон, интонация, расстановка логических ударений и пауз, выработка правильного произношения. У воспитателя должна быть хорошая дикция. Так же надо подготовить детей к восприятию литературного текст к осмыслению его содержания и формы (активизировать личный опыт детей, обогатить представление путем организации наблюдений, рассматривание картин, иллюстрации. Объяснить незнакомые слова.
А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра, очень интересным является организация выставок детских рисунков, книжек-самоделок и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность). И также посещений библиотек и музеев.
Методы и приемы:
Словесный:
- Объяснение незнакомых слов.
- Словарная работа:
Наблюдение,
Работа с сюжетными картинами, репродукциями картин художников,
Использование художественной литературы,
Дидактические, развивающие, настольные игры и упражнения,
Подвижные игры с текстом,
Сюжетно-ролевые игры.
- Чтение произведений.
Составление плана (в виде наглядно-схематической модели):
текст читается целиком;
текст читается по отдельным смысловым частям;
после предъявления каждой смысловой части дети должны ответить на вопросы: «О ком (или о чем) говорится в прослушанной части рассказа (сказки?»; «Что говорится (сообщается) об этом?»;
рисование картинки в виде контура (схемы, придумывание заголовка;
повторение заголовков к каждой части;
воспроизведение детьми литературного произведения по нарисованному плану.
- Пересказ произведения.
Виды пересказа: подробный, выборочный; сжатый; творческий (пересказ от лица одного из героев; пересказ с «творческими дополнениями»).
Требования к детским пересказам:
осмысленность, т. е. полное понимание текста;
полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
последовательность;
использование словаря и оборотов авторского текста;
правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
культура устного рассказа (спокойная поза, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, четкость произношения).
- Выразительное чтение.
Показатели выразительности речи:
логическая точность;
уместность (способность передать содержание в соответствии задачами и обстановкой сообщения);
образность;
эмоциональность;
экспрессивность;
индивидуальная оригинальность.
Развитие выразительности речи:
образование смысловых оттенков значений существительных с помощью суффиксов (береза - березка - березонька);
выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, дополняющих значение производящего слова
- (худой - худющий, полный - полноватый);
подбор антонимов (один теряет, другой. (находит);
- подбор синонимов к изолированным словам и словосочетаниям по всем частям речи (дети - малыши; ребята - детвора);
выбор адекватного слова из синонимического ряда: жаркий (горячий) день;
подбор эпитетов к существительным (море синее, а еще какое? тихое, спокойное, лазурное).
- Беседа по произведению.
- Прослушивание грамзаписей.
Наглядный:
- Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
- Элементы инсценировки.
- Движение пальцами, руками.
- Схемы. Мнемотаблицы. Алгоритмы.
- Просмотр видеофильмов, диафильмов.
- Оформление выставок.
Игровой (практический):
- Элементы инсценировки.
- Дидактические игры.
- Театрализованные игры.
- Использование разных видов театра.
- Игровая деятельность.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
- выразительное чтение воспитателя;
- беседа о прочитанном;
- повторное чтение;
- рассматривание иллюстраций;
- объяснение незнакомых слов.
Организация рефлексии.
1. Можно провести рефлексию с применением вопросов
Что нового вы узнали? Чему научились? Кому из вас было трудно? Кто сам справился с трудностями? Кому помогли товарищи?
2. Выскказываний
Продолжи предложения:
Я не знал….
Я узнал…
Я не умел…
Я научился….
3. Смайликов (рефлексия настроения)
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.