МААМ-картинки

Развитие речи дошкольников через чтение художественной литературы

Светлана Ильина
Развитие речи дошкольников через чтение художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка обогащается словарь. Во время пересказа дети пользуются простыми и сложными предложениями. Делают свою речь красочной. Во время принятия роли, изображая сказочного героя, меняют интонацию, темп речи.  

Публикация «Развитие речи дошкольников через чтение художественной литературы» размещена в разделах

Цель:Формирование речи дошкольников, посредством использования художественной литературы.  

Оборудование: книги, игрушки, настольный театр, кукольный театр, фланелеграф, журналы, альбомы, иллюстрации, картинки, схемы, мнемотаблицы, аудиозапись.  

Наличие игровых приемов: 

- сюрпризный момент; 

- игровой персонаж; 

- речевые игры; 

- эмоциональность педагога.  

Подготовка воспитателя: прежде чем начать чтение художественной литературы надо провести анализ (выделение основного замысла, характер действующих лиц, мотивы поступки); 

Поработать  над выразительностью передачей текста: основной тон, интонация, расстановка логических ударений и пауз, выработка правильного произношения.  У воспитателя должна быть хорошая дикция. Так же надо подготовить детей к восприятию литературного текст к осмыслению его содержания и формы (активизировать личный опыт детей, обогатить представление путем организации наблюдений, рассматривание картин, иллюстрации. Объяснить незнакомые слова.  

А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра,  очень интересным является организация выставок детских рисунков, книжек-самоделок и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.  Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность). И также посещений библиотек и музеев.

Методы и приемы: 

Словесный: 

- Объяснение незнакомых слов.  

- Словарная работа: 

Наблюдение, 

Работа с сюжетными картинами, репродукциями картин художников, 

Использование художественной литературы, 

Дидактические, развивающие, настольные  игры и упражнения, 

Подвижные игры с текстом, 

Сюжетно-ролевые игры.  

- Чтение произведений.  

Составление  плана (в виде наглядно-схематической модели): 

текст читается целиком; 

текст читается по отдельным смысловым частям; 

после предъявления каждой смысловой части дети должны ответить на вопросы: «О ком (или о чем) говорится в прослушанной части рассказа (сказки?»; «Что говорится (сообщается) об этом?»; 

рисование картинки в виде контура (схемы, придумывание заголовка;

повторение заголовков к каждой части;

воспроизведение детьми литературного произведения по нарисованному плану.

- Пересказ произведения.  

Виды пересказа: подробный, выборочный; сжатый; творческий (пересказ от лица одного из героев;   пересказ с «творческими дополнениями»). 

Требования к детским пересказам: 

осмысленность, т. е. полное понимание текста; 

 полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков; 

 последовательность; 

 использование словаря и оборотов авторского текста;

  правильный ритм, отсутствие длительных пауз; 

  культура устного рассказа (спокойная поза, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, четкость произношения).

 - Выразительное чтение.

Показатели выразительности речи: 

логическая точность; 

уместность (способность передать содержание в соответствии задачами и обстановкой сообщения); 

 образность; 

 эмоциональность; 

экспрессивность; 

индивидуальная оригинальность.

Развитие выразительности речи

образование смысловых оттенков значений существительных с помощью суффиксов (береза  -  березка  -  березонька); 

 выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, дополняющих значение производящего слова

- (худой  -  худющий, полный  -  полноватый);

 подбор антонимов (один теряет, другой. (находит);

 - подбор синонимов к изолированным словам и словосочетаниям по всем частям речи (дети  -  малыши; ребята  -  детвора); 

 выбор адекватного слова из синонимического ряда: жаркий (горячий) день; 

 подбор эпитетов к существительным (море синее, а еще какое? тихое, спокойное, лазурное).

- Беседа по произведению.

- Прослушивание грамзаписей.   

Наглядный: 

- Показ иллюстраций, картинок, игрушек.  

- Элементы инсценировки.  

- Движение пальцами, руками.  

- Схемы. Мнемотаблицы.  Алгоритмы.  

- Просмотр видеофильмов, диафильмов.  

- Оформление выставок.  

Игровой (практический): 

- Элементы инсценировки.  

- Дидактические игры.  

- Театрализованные игры.  

- Использование разных видов театра.  

- Игровая деятельность.  

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: 

- выразительное чтение воспитателя; 

- беседа о прочитанном; 

- повторное чтение; 

- рассматривание иллюстраций; 

-  объяснение незнакомых слов.   

Организация рефлексии.  

  

1. Можно провести рефлексию с применением вопросов 

Что нового вы узнали? Чему научились? Кому из вас было трудно? Кто сам справился с трудностями? Кому помогли товарищи? 

  

2. Выскказываний 

Продолжи предложения: 

Я не знал….  

Я узнал… 

Я не умел… 

Я научился….  

  

3. Смайликов (рефлексия настроения) 

  

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.  

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Итальянская сказка «Ленивая Бручолина» Цель: Формирование понимания нравственных качеств через литературное произведение. Задачи: Познакомить детей с итальянской сказкой. Учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников через чтение художественной литературы
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 22:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи дошкольников через чтение художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ильина (УИ 2618390) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД