наталья новикова
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Развитие речи детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Именно благодаря речи ребенок выражает свои потребности, чувства и переживания, познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. От того, насколько точно, лаконично и уместно в соответствии с конкретной речевой ситуацией дошкольник умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Следовательно, овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа дальнейшего успешного обучения в школе.
Одним из эффективных средств речевого развития дошкольников является дидактическая игра. В трудах разных авторов дидактической игре отводится важное место. Так, в публикациях В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Р. И. Жуковской было определено содержание, виды, структура и методика организации дидактических игр в разных возрастных группах. Указанные авторы подчеркивали особую роль дидактических игр в стимулировании познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра, по их мнению, способствует обогащению и активизации словаря, становлению правильного звукопроизношения, совершенствованию связной речи, формированию умения правильно выражать свои мысли. Однако в практике дошкольного образования педагоги не в полной мере используют возможности дидактической игры в целях развития речи дошкольников, отдавая предпочтение занятиям как ведущей форме организации образовательного процесса в ДОО.
Вышеизложенные факты обусловили выбор приоритетного направления образовательной работы с воспитанниками старшей группе МБДОУ Детский сад № 94 г. Орла.
В процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные пo артикуляции и звучанию согласные звуки.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным, слов со сходным значением, с противоположным значением.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными.
Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов
Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками.
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Для решения поставленных задач мною был отобран комплекс дидактических игр, в том числе игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Организация дидактических игр осуществлялась в три этапа: подготовка к проведению дидактической игры, проведение дидактической игры, подведение итогов дидактической игры.
На подготовительном этапе подготовка воспитателя к игре предполагала определение наиболее удобного времени и места проведения дидактической игры, подбор методов руководства ею. Однако больше внимания уделялось подготовке детей к игре. В рамках предварительной работы с детьми организовывались непосредственная образовательная деятельность, чтение художественной литературы в свободное время, наблюдение на прогулках, рассматривание иллюстраций. Например, перед проведением игры «Веселый рыбак» обогащали представления детей о рыбах, их внешнем виде, повадках. Перед игрой «Вот какие грибы» рассматривали иллюстрации, читали познавательную литературу о съедобных и несъедобных грибах. В преддверии игры «Деревья и кустарники» на прогулке рассматривали и отмечали отличительные особенности деревьев и кустарников. Проводимая таким образом работа давала ребятам необходимые знания и позволяла успешно решать игровые задачи, задавать вопросы ведущему, отвечать на вопросы ведущего, угадывать задуманное в игре.
На этапе организации дидактической игры я, прежде всего, знакомила детей с ее содержанием, правилами и дидактическим материалом, который будет использован в игре. В начале игры старалась вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Например, в игре «Расскажу – не покажу» на каждый стол ставили для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешали игрокам осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что спрятано в коробочке. Затем давали детям задание: задавать любые вопросы, чтобы отгадать, что в коробочке соседей. Единственное правило: нельзя спрашивать: «Что в коробочке?». Когда дети, задающие вопросы, что правильно называли предмет, который был спрятан в коробочке, отвечающие показывали игрушку.
В игре «Закрытая картинка» показывала детям перевернутую картинку и объясняла, что там нарисовано что-то очень интересное. Затем просила детей, сделать то же самое. Например, покажите, что делает девочка на этой картинке; дайте такой же мячик, как на этой картинке. Дети были поставлены перед необходимостью спросить у взрослого: Что делает девочка? Какой мячик? Сколько кубиков?
При проведении дидактических игр старалась, чтобы она не превращалась в обучающее занятие: детям позволялось бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Это способствовало тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей. Вместе с тем при проведении игр особое внимание обращали на четкое выполнение участниками правил, что позволяло сделать игру занимательной и сохранить интерес к ней.
В конце игры обязательно подводились итоги. Здесь очень важно похвалить каждого участника. Поддержка педагога и сверстников имеет большое значение, для того, чтобы в следующий раз игра была желанна для ребенка, и он не отказался от нее. Кроме того, у детей спрашивала, понравилась ли им игра, почему, что больше всего понравилось, кто лучше справился с заданием и почему, желают ли дети поиграть в эту игру еще раз. При подведении итогов непременно обращала внимание детей на то, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность, четкое соблюдение правил.
Таким образом, накопленный опыт работы позволяет сделать вывод о том, что дидактические игры способствуют активизации словарного запаса детей («Веселый рыбак», «Вот какие грибы», «Деревья кустарники», совершенствованию грамматического строя речи («Мастерская по изготовлению трикотажных изделий», развитию связной речи («Отгадай и назови», «Почемучки», «Мастерская игрушек»). Кроме того, дидактические игры способствуют познавательному развитию дошкольников, воспитанию наблюдательности, выдержки, доброжелательности по отношению к товарищам, особенно проигравшим.