наталья новикова
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Развитие речи детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Именно благодаря речи ребенок выражает свои потребности, чувства и переживания, познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. От того, насколько точно, лаконично и уместно в соответствии с конкретной речевой ситуацией дошкольник умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Следовательно, овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа дальнейшего успешного обучения в школе.
Одним из эффективных средств речевого развития дошкольников является дидактическая игра. В трудах разных авторов дидактической игре отводится важное место. Так, в публикациях В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Р. И. Жуковской было определено содержание, виды, структура и методика организации дидактических игр в разных возрастных группах. Указанные авторы подчеркивали особую роль дидактических игр в стимулировании познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра, по их мнению, способствует обогащению и активизации словаря, становлению правильного звукопроизношения, совершенствованию связной речи, формированию умения правильно выражать свои мысли. Однако в практике дошкольного образования педагоги не в полной мере используют возможности дидактической игры в целях развития речи дошкольников, отдавая предпочтение занятиям как ведущей форме организации образовательного процесса в ДОО.
Вышеизложенные факты обусловили выбор приоритетного направления образовательной работы с воспитанниками старшей группе МБДОУ Детский сад № 94 г. Орла.
В процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные пo артикуляции и звучанию согласные звуки.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным, слов со сходным значением, с противоположным значением.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными.
Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов
Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками.
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Для решения поставленных задач мною был отобран комплекс дидактических игр, в том числе игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Организация дидактических игр осуществлялась в три этапа: подготовка к проведению дидактической игры, проведение дидактической игры, подведение итогов дидактической игры.
На подготовительном этапе подготовка воспитателя к игре предполагала определение наиболее удобного времени и места проведения дидактической игры, подбор методов руководства ею. Однако больше внимания уделялось подготовке детей к игре. В рамках предварительной работы с детьми организовывались непосредственная образовательная деятельность, чтение художественной литературы в свободное время, наблюдение на прогулках, рассматривание иллюстраций. Например, перед проведением игры «Веселый рыбак» обогащали представления детей о рыбах, их внешнем виде, повадках. Перед игрой «Вот какие грибы» рассматривали иллюстрации, читали познавательную литературу о съедобных и несъедобных грибах. В преддверии игры «Деревья и кустарники» на прогулке рассматривали и отмечали отличительные особенности деревьев и кустарников. Проводимая таким образом работа давала ребятам необходимые знания и позволяла успешно решать игровые задачи, задавать вопросы ведущему, отвечать на вопросы ведущего, угадывать задуманное в игре.
На этапе организации дидактической игры я, прежде всего, знакомила детей с ее содержанием, правилами и дидактическим материалом, который будет использован в игре. В начале игры старалась вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Например, в игре «Расскажу – не покажу» на каждый стол ставили для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешали игрокам осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что спрятано в коробочке. Затем давали детям задание: задавать любые вопросы, чтобы отгадать, что в коробочке соседей. Единственное правило: нельзя спрашивать: «Что в коробочке?». Когда дети, задающие вопросы, что правильно называли предмет, который был спрятан в коробочке, отвечающие показывали игрушку.
В игре «Закрытая картинка» показывала детям перевернутую картинку и объясняла, что там нарисовано что-то очень интересное. Затем просила детей, сделать то же самое. Например, покажите, что делает девочка на этой картинке; дайте такой же мячик, как на этой картинке. Дети были поставлены перед необходимостью спросить у взрослого: Что делает девочка? Какой мячик? Сколько кубиков?
При проведении дидактических игр старалась, чтобы она не превращалась в обучающее занятие: детям позволялось бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Это способствовало тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей. Вместе с тем при проведении игр особое внимание обращали на четкое выполнение участниками правил, что позволяло сделать игру занимательной и сохранить интерес к ней.
В конце игры обязательно подводились итоги. Здесь очень важно похвалить каждого участника. Поддержка педагога и сверстников имеет большое значение, для того, чтобы в следующий раз игра была желанна для ребенка, и он не отказался от нее. Кроме того, у детей спрашивала, понравилась ли им игра, почему, что больше всего понравилось, кто лучше справился с заданием и почему, желают ли дети поиграть в эту игру еще раз. При подведении итогов непременно обращала внимание детей на то, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность, четкое соблюдение правил.
Таким образом, накопленный опыт работы позволяет сделать вывод о том, что дидактические игры способствуют активизации словарного запаса детей («Веселый рыбак», «Вот какие грибы», «Деревья кустарники», совершенствованию грамматического строя речи («Мастерская по изготовлению трикотажных изделий», развитию связной речи («Отгадай и назови», «Почемучки», «Мастерская игрушек»). Кроме того, дидактические игры способствуют познавательному развитию дошкольников, воспитанию наблюдательности, выдержки, доброжелательности по отношению к товарищам, особенно проигравшим.