Наталья Шишкина
Развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте - одно из основных условий хорошего развития ребенка и в его успешной познавательной деятельности.
Развитию речи благоприятствует разнообразие форм общения ребенка со взрослым. Большое значение в развитии речи имеет общая активность ребенка, действия с окружающими его предметами, игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему и к окружающим взрослым.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка необходимо общаться с ними в доброжелательном тоне и чаще. При этом речь должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями, это будет способствовать развитию интонационной стороны активной речи ребенка. Так же речь должна быть богатой и в области словарного запаса, синонимических замен, недопустимо искажать формы слов. Т. к. повзрослев ребенок будет копировать и такую речь.
Развитие речи - одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни. У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, т. е. создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Следует также обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные. Для этого необходимо следующее:
- внимательно и заинтересованно выслушивать детей;
- много говорить самому;
- вовлекать детей в разговор на определенную тему;
- помогать вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками.
Дети 2-3 лет - народ наблюдательный. Ни одна вещь в руках, ни один жест не останутся незамеченными. Играя с детьми, что-то рассматривая педагогу необходимо терпеливо, без суеты рассказать о том, что, зачем и как делает и что хочет получить в результате.
На третьем году жизни совершенствуется восприятие речи окружающих. Многие уже легко повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой разрыв. Следует, как можно чаще использовать задания типа "Найди желтый карандаш", "Поставь машинку в гараж", "Покажи, как полить цветы из лейки", "Принеси кукле Кате шарфик", "Повесь курточку в шкафчик" и т. п. Эти задания позволят воспитателю выяснить, понимает ли ребенок, о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторить его в сочетании с уже известными им словами ("Птичка клюет. Клюет. У нее клюв. Клюет зернышки. "). Необходимо использовать игры и упражнения, способствующие формированию словаря: "Поможем кукле Тане запомнить посуду (мебель, одежду)", "Куда что положить?" (платье повесить в шкаф, "Чей малыш?", "Назови правильно" (большой гриб, а маленький - грибочек, лопата-лопаточка). Эти игры и упражнения используются при повторении знакомых детям сказок, потешек, стихотворений.
Третий год жизни ребенка благоприятен для формирования звуковой культуры речи. Маленькие дети часто говорят тихо или крикливо, не умеют говорить шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания). Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание подуть на какой-либо предмет (перышко, вата, бумажный кораблик в тазике с водой и т. п., протяжно и длительно произнести гласные звуки (спеть длинную песенку -а-а-а-а-а).
На занятиях по развитию речи, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель помогает ему правильно согласовывать слова ("Не лай, собачка, не пугай птичку-синичку"). С детьми раннего возраста проводятся подгрупповые занятия.
- Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них (обручи, мячи и т. п.). Они наиболее эффективны в первые месяцы учебного года, потому что приучают детей что-то делать всем вместе, слышать воспитателя.
- Рассказы без показа, развивающие способность слушать и понимать маленький текст без наглядного сопровождения. Если воспитатель предлагает вниманию детей авторский литературный рассказ, он трижды без изменений повторяет его, каждый раз выясняя :"Рассказать еще раз про девочку Машу, которая заблудилась в лесу?". Если это небольшой дидактический текст, педагог рассказывает его, придумывая, дополнительные ситуации, но и в этом случае достаточно трех повторений.
- Игры-инсценировки. С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни ("Я не буду плакать в детском саду", "Здравствуй, бабушка. Я по тебе соскучился" и т. п.).
- Рассматривание с детьми сюжетных картин.
Таким образом, существует множество методов и приемов, направленных на развитие речи ребенка раннего возраста. Со стороны взрослого важно создать условия для более успешного усвоения словаря ребенком. Важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его активную речь. Воспитательные воздействия должны проводится постоянно, и направляться на все стороны психического развития ребенка. Только при всестороннем развитии у ребенка будет развиваться активная речь и общение.