Олеся Суслова
Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из главных новообразований периода раннего детства является развитие речи детей.
В ходе исследования выявлена следующая проблема: каким образом организовать игровую деятельность детей раннего возраста, чтобы обеспечивать их развитие речи.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность игровой деятельности в развитии речи детей раннего возраста.
Объект - развитие речи детей раннего возраста.
Предмет – игровая деятельность как метод развития речи детей раннего возраста.
Гипотезой является исходное предположение о том, что использование игровой деятельности может повысить уровень речевого развития детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть проблему развития речи детей раннего возраста в психолого-педагогических исследованиях;
2) Описать теоретические подходы к организации игровой деятельности детей раннего возраста;
3) Организовать опытно-экспериментальное исследование игры как средства развития речи детей раннего возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования; педагогический эксперимент; количественная и качественная обработка экспериментальных данных; графическое представление полученных результатов.
Ранний возраст – период наиболее интенсивного развития организма. Одним из главных новообразований раннего возраста является развитие речи.
Обратимся к определению понятия «речь».
Речь — это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр.
По мнению Р. С. Немова: «Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации» .
Речь ребенка сначала носит автономный характер. Вслед за автономным этапом развития речи у детей начинает проявляться эгоцентрический вид речи. Помимо общения с окружающими, ребенок сопровождает свои действия звуковой речью, это длится до семилетнего возраста, в это время также увеличивается словарный запас ребенка приблизительно до 4500 слов.
Постепенно эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю, тогда же и меняются функции речи ребенка. На первых этапах дети усваивают существительные и глаголы, а уже позднее прибавляются прилагательные. Также доказан тот факт, что именно в дошкольном возрасте, в процессе становления у ребенка речи, он осваивает полностью как звучание родного языка, так и цепочку построения грамматически правильного предложения, то есть ребенок учится изначально выстраивать полноценные предложения, это происходит практически подсознательно.
Функции речи в психологии, как и сама наука, до сих пор продолжают активно изучаться. Изучению особенностей детской речи уделяют много внимания, поскольку считается, что именно в этом возрасте начинается формирование мышления и сознания взрослого человека.
Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Наиболее чувствительный, или сенситивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста. В течение этого короткого периода ребенок овладевает основными закономерностями языка, а любые нарушения речевого развития в этом возрасте трактуются специалистами как задержка речевого развития.
Задержка темпов речевого развития может быть как функционального, так и органического характера.
К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, гиперопеке. Часто проявления задержки речевого развития усугубляются частыми болезнями ребенка, его личностными особенностями, склонностями к упрямству, истерическим реакциям и др. В этих случаях у ребенка не формируется мотивация речевого общения. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых нарушений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов и с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать речевую активность.
Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена несформированностью или недостаточностью сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата) или неврологическими заболеваниями. Такие нарушения требуют не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста – логопеда в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время, но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.
Признаки неблагополучного развития речи ребенка раннего возраста :
— Ребенок развивается с задержкой.
— Ребенок перенес серьезные заболевания.
— У ребенка есть неврологические заболевания.
— Ребенок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого.
— Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
— Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
До рождения дети никаких звуков не издают, но, даже родившись недоношенными, умеют кричать и плакать. Крик ребёнка — самое первое проявление его речи. На смену крику (в 2—3 месяца) приходит гуление. Это произнесение гласных звуков, близких к «а», «ы», «у», возможно в сочетании с «г». Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
Взрослым желательно разнообразить интонации, а содержание разговоров остаётся по-прежнему простым. В это время важно развивать слух и зрение малыша: для этого следует вызывать зрительное и слуховое сосредоточение с помощью двигающихся предметов, звучащих и ярких игрушек, к голосу взрослого.
Дальнейшее проявление речи называется лепетом (7—9 месяцев). Ребё нок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Иногда родители принимают их за первые осмысленные слова.
Следующий этап становления детской речи — подражание звукам взрослых (9—11 месяцев). В этом периоде следует активно развивать понимание речи, желание подражать звукам и звукосочетаниям речи взрослого, использовать все моменты ухода за ребё нком: кормление, переодевание, укладывание спать, купание. Внимание малыша надо направлять на называемый предмет, действие. Словесное обращение к ребёнку должно побуждать его к действию. Например: «Где, Леночка, твоя чашка? Вот она, Леночкина чашка. Здесь твоя чашка. В ней молочко. Лена будет пить молочко. Пей, Леночка, молочко, не проливай. Держи чашку крепко».
В этом возрасте детям интересны задания с игрушками звучащими, сюжетными, заводными. Совместное рассматривание игрушек сопровождается показом детей с ними, называнием их, при этом можно использовать упрощё нные слова: «топ-топ», «гав-гав», «ку-ку», «би-би» и т. д. К концу первого года жизни ребё нок активно участвует в играх-забавах: «Ладушки», «Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока». Понимает и выполняет действия: открывает и закрывает коробки, вынимает меньший предмет из большего, ставит игрушки по местам.
2—3 года — этап овладения фразовой речью, появление первых предложений. Длина предложений и грамотность их построения увеличивается очень быстро за счёт расширения ориентировки ребёнка в окружающей действительности. Этот период является важнейшим в развитии речи малыша, так как осваиваются названия предметов, явлений, действий, событий не только из ближайшего далё кого: двор, улица, детский сад, огород, парк и многое другое.
Ранний период развития ребенка выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервно-психических функций. Одной из таких молодых и сложно организованных функций является речь.
Ребенок уже во внутриутробном периоде существования испытывает влияние той речи, которая звучит вокруг, и в той или иной мере реагирует на нее [5].
А. И. Иванова выделяет основные положения в становлении функции речи.
1. В онтогенезе становление функции речи происходит в определенной последовательности.
2. Каждая функция, однажды возникнув сохраняется на всю жизнь. При этом она развивается, усложняется и совершенствуется.
3. Для успешного формирования речи ребенка в каждом возрастном периоде взрослые должны создавать необходимые для этого условия.
4. Ведущая роль в развитии речи принадлежит матери как человеку, с которым у ребенка существует биологическая связь. Чем младше ребенок, тем эта связь выражена сильнее и тем большее влияния оказывает мать на формирование его речи.
В раннем возрасте у ребенка формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками. Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования. Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка. Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.
Таким образом, речь ребенка раннего возраста является сложной формой познания окружающего мира и формируется по определенным принципам. На ее развитие и становление оказывает влияние унаследованная программа, окружающие взрослые и сверстники.
Средством развития речи могут служить живые и неживые предметы, игрушки, картинки, художественное слово.
Особая роль отводится народной педагогике с её малыми жанрами фольклора, которые можно использовать в общении с детьми. Например:
…Петушок, петушок,
Золотой гребешок… И т. д.
…Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая… И т. д.
Чтение незатейливых потешек, песенок, приговоров желательно сопровождать действиями, показом предметов, игрушек, игрой с ладошками и пальчиками. На первых порах можно не заботиться о том, что малыш мало поймёт, надо постараться, чтобы он слушал и вслушивался, пытался подражать, подсказывать слово, научился узнавать знакомые песенки и потешки, а затем и запоминать их. Народная поэзия действует на маленьких, как музыка, завораживает, улучшает их настроение.
Этот период характеризуется более широким кругом общения ребёнка как со взрослыми, так и со своими сверстниками, усложняется игра и в целом деятельность детей, что требует достаточно развитой речи. В это время развитие речи идё т в нескольких направлениях: обогащение словарного запаса, совершенствование фразовой и связной речи, осознание строения речи, а также развитие речи как средства общения.
Словарь ребёнка этого возраста насчитывает 1.000—2.000 слов при благополучном течении развития. Но часты случаи, когда словарный запас резко ограничен из-за неблагополучных условий жизни и воспитания малыша, состояния его здоровья, из-за недостатка общения со взрослыми. Иногда родители не только сами мало обращаются к ребёнку, но и не поддерживают его обращений, гасят потребность в общении.
А именно в этот период жизни надо быть особенно внимательными к речи детей, так как он характеризуется чрезвычайно возрастающей активностью ребёнка, интересом к речи взрослых. Малыш легко запоминает небольшие стихотворения и сказки — важный источник развития речи. Речевое общение становится разнообразнее: вопросы взрослым и ответы на них, просьбы, рассказ об увиденном и сделанном, требование объяснить, как выполняется то или иное действие, и многое другое. Поскольку деятельность ребёнка не отделена от деятельности взрослых, то речь приобретает форму диалога.
В ходе активного использования диалогической речи осваивается грамматический строй родного языка, т. е. система словоизменения, словообразования и фразообразования. В этом возрасте дети особенно чутки к звуковой оболочке слова. Замечательный знаток детского языка К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширный материал по речетворчеству детей. Особо он отмечал рифмотворчество как своеобразное освоение звуковой оболочки слов. Звуковая сторона языка рано становится предметом деятельности и практического познания ребёнка. Она включает в себя два основных и взаимосвязанных процесса: развитие фонематического слуха и формирование правильного звукопроизношения.
Таким образом, главной задачей воспитании детей раннего возраста является развитие речи.
1.2. Организация игровой деятельности для развития речи детей раннего возраста
В педагогике и психологии термин «игра» имеет разные толкования. Игра как ведущая деятельность детей раннего возраста.
Главные признаки игры:
Игра- это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей.
Игра должна приносить эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее результат.
Игра- это всегда спонтанность, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры.
Наиболее подробно понятия «игра», «играть» дает В. Даль в «Толковом словаре живого русского языка» : «Игра. то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». У него здесь же: «Играть-шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой». «Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так: «Игра — один из видов деятельности человека и животных. Детская игра — исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».
В Современном толковом словаре игра рассматривается следующим образом: «Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому и умственному развитию.
Ведущая деятельность определяется как «. деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени своего развития» (А. Н. Леонтьев). Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создает центр ближайшего развития и сама выступает как источник развития. Формирование игровой деятельности ребенка проходит через предметную деятельность. Первый год - ответственный период в жизни ребенка, и прежде всего тем, что в процессе повседневного общения со взрослым он постепенно должен овладеть разнообразными действиями с предметами. Общение со взрослым, являясь ведущей деятельностью младенца, обеспечивает подготовку его к следующему этапу психического развития, когда на втором году жизни ведущей становится предметная деятельность, которая в свою очередь подготавливает возникновение игры. Игра очень рано начинает формироваться у детей раннего возраста. Она проходит целый ряд этапов своего развития, прежде чем станет в свою очередь ведущей деятельностью в дошкольный период детства.
Значение игры в жизни ребенка, это получение удовольствия, радости, удовлетворение стремления к самостоятельности активному участию в жизни взрослых. Удовлетворение потребности в общении, в познании окружающего мира, в самовыражении, в активных движениях. Потенциал игры, дает возможность испытывать ключевую ценность человека- радость бытия. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, способность самосовершенствовать.
Характерные признаки игры:
1. Свобода и самостоятельность детей в игре проявляется :
- в выборе игры или ее содержания;
- в добровольности объединения с другими детьми;
- в свободе вхождения и выхода из игры.
2. Творческий характер игровой деятельности
Проявления инициативы и творчества в игре:
- в построении сюжета и отборе содержания, выделении ролей, при создании игровой обстановки;
- в выборе способов действия, в их вариативности;
- в быстрой мобилизации знаний и умений;
- в отборе выразительных средств: мимики, пантомимики, интонации.
3. Эмоциональная насыщенность игры:
- в переживаниях чувств, связанных с выполнением роли;
- общественные чувства детей в коллективных играх;
- удовольствие от достижения результата в игре;
- эстетические эмоции;
-горечь неудач, поражения, обиду.
На первом году жизни ребенка следует различать предметные действия, которые малыш совершает в моменты ухода за ним, от предметных действий, составляющих содержание его ознакомительной игры с игрушками. Эта игра, как и другие формы контакта ребенка с окружающим, обеспечивающие накопление его жизненного опыта, развивается не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности взрослого. К одному году самостоятельная деятельность ребенка с предметами и игрушками начинает протекать преимущественно в форме отобразительной игры. Отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта. Например, если восьмимесячный ребенок берет куклу в руки, заглядывает ей в лицо, рассматривает ей одежду и волосы, то есть знакомится с ней как с объектом, то годовалый уже прижимает куклу к себе, покачивает ее, подражая действиям взрослого.
Многими исследователями доказано, что возникновение ролевой игры генетически связано с формированием предметных действий в раннем детстве. Под предметными действиями понимают исторически сложившиеся, закрепленные за определенными предметами общественные способы их употребления. Носителями предметных действий являются взрослые люди. На предметах не указаны общественные способы их использования, и они не могут быть открыты ребенком самостоятельно, в ходе простого манипулирования, без помощи и руководства со стороны взрослых. Основным, по мнению отечественных психологов и педагогов, является путь совместной деятельности с взрослыми, в которой взрослые постепенно передают ребенку общественно-выработанные способы употребления предметов. Взрослые организуют действие ребенка по образцу, а затем осуществляют функции поощрения и контроль за ходом осуществления и формирования этих действий
Мухина В. С. отмечает: «Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Элементы игры впервые появляются в младенческом возрасте, со временем складываются ее высшие формы, в частности сюжет-но – ролевая игра. Зарождается игра как предметно – игровая деятельность. Игре с элементами воображаемой ситуации предшествуют этапы игры младенца: ознакомительный и отобразительный».
Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия ребенка с окружающим миром. Возникает потребность ребенка в совместной деятельности со взрослым. Следя за миром взрослых, ребенок выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, предлагает ребенку возможность отображать действия взрослых с предметами в соответствии с принятым в обществе назначением. Таким образом, действие становится условным, а его результат воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно – отобразительному этапу развития игры.
На третьем году жизни ребенок начинает стремиться к реализации игровой цели. Описанные раннее действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются и становятся условными. Ребенок некоторое время качает куклу и, считая, что она уже спит, переходит к другому игровому действию – укладывает ее в кровать. Ребенок постоянно противопоставляет свои действия с действиями взрослого. Важно, что возникновение игровых целей возможно только в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий.
В сюжетно – отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх детей появляется «роль в действии».
По мере усложнения игровых действий происходит и усложнение сюжета игры. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или нескольких последовательно сме-няющихся ситуациях. Следом сюжеты содержат несколько персонажей с набором определенных связей. И уже к концу третьего года жизни в играх детей встречаются такие сюжеты, в которых наряду с набором действий существуют и некоторые отношения между персонажами. Развиваются взаимоотношения детей в игре. Происходит становление их игрового взаимодействия. Уже на третьем году жизни складываются предпосылки сюжетно – ролевой игры, которая будет интенсивно формироваться на протяжении всего дошкольного детства.
«Сюжетно – ролевая игра имеет социальную природу и строится на все более расширяющемся и усложняющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая усваивается ребенком в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре соотносится с образом другого человека. Ребенок встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отображающие реальное взаимодействие взрослых».
Выполнение роли протекает с помощью определенных игровых действий. Освоение разнообразных игровых действий позволяет ребенку наиболее полно и точно реализовать роль. Постепенно появляются игры в воображаемом плане, когда ребенок переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми.
Сюжетно – ролевая игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляет ее сюжет. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, обладают наиболее полное представление о них.