Ольга Кириллова
Развитие речи детей младшего возраста через театрализацию сказок
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие речи детей.
Детство - то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры.
Публикация «Развитие речи детей младшего возраста через театрализацию сказок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В конце ХХ века в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных слов, что угрожает русскому языку. Поэтому проблема сохранения своеобразия, самобытности русского языка имеет особую значимость в наше время. А русская народная сказка является одним из ведущих средств развития русского языка.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиций, правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье.
Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Сказка сегодня – это один из немногих оставшихся способов объединить взpослогo и ребенка, дать им возможность понять друг друга.
Мы работаем во второй младшей группе с детьми трех – четырех лет. При наблюдении отмечается небольшой словарный запас детей, недостаточность использования прилагательных, наречий, то есть признаков предмета. Поэтому особое значение, стали приобретать вопросы развития и обогащения словаря детей. Центральным направлением работы по развитию речи детей трех лет является воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам диалога, подготовка к овладению монологической речью. Чтение сказок, их драматизация позволят полноценно решить данные задачи.
Поэтому одной из основных задач работы с детьми, мы выбрали русскую народную сказку, как средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.
Сказка доставляет детям особое удовольствие. Она обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.
Цель работы : Развитие речи детей 3-4 лет через театрализованную деятельность
Задачи работы с детьми:
1. Развивать
- умение пересказывать сказки,
- интонационную выразительность речи,
- умение выражать чувства и эмоции изобразительными невербальными средствами
- диалогическую форму речи
2. Расширять словарный запас детей
3. Воспитывать интерес к импровизации, любовь к художественному слову.
Ведущая идея: Театрализованная деятельность, организуемая в процессе освоения образовательной программы детьми, будет служить эффективным средством обогащения и развития речи.
Этапы работы
1- Подготовительный – анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей, организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по развитию речи детей 3-4 лет средствами сказки).
2. Основной (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями) (октябрь - апрель)
3. Итоговый (повторное обследование особенностей развития познавательной активности детей). (май)
На подготовительном этапе также было проанализировано речевое развитие детей по методике О. С. Ушаковой. Анализировались следующие показатели:
- Звуковая культура
- Фонематика
- Словарь
- Грамматика
- Связная речь
Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания и рассказывания сказки.
По результатам наблюдения выявлено, что основная масса детей охотно откликается на предложение послушать сказку, устанавливают в сюжете последовательность событий, но с трудом выделяют причинные связи, в играх чаще выступают на вторых ролях или в роли зрителя.
Поэтому развитие речи имеет для наших детей особенную значимость, а сказка поможет нам развить интерес к русскому народному слову, словесное творчество детей.
И результаты анкетирования родителей по вопросам речевого развития средствами сказки :
По результатам анкетирования родителей 68 % опрошенных считает важным вопрос речевого развития, но 30% родителей не придают особого значения русской сказке, как средству развития речи детей. Родители уделяют недостаточное внимание вопросам развития речи, но понимают значимость данного вопроса. 60% родителей читают детям сказки на ночь, 46% используют методы речевого развития дома.
На подготовительном этапе была составлена примерная система работы по обогащению и развитию речи через театрализацию сказок и составлен перспективный план по обогащению и развитию речи детей через театрализацию сказок.
Сказка – комплексное средство речевого развития
Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей 3-4 лет средствами сказки :
1. Ознакомление детей со сказкой (вызвать интерес, желание играть в сказку).
2. Пересказ (от первого лица, от лица героя, по ролям, пересказ частями по цепочке)
3. Работа над выразительностью речи и движений детей (создание образа, отражение характерных повадок)
4. Подбор и изготовление атрибутов, декораций, элементов костюмов, муз. сопровождения.
5. Разыгрывание сюжета сказки
Занятия по речевому развитию проводятся 1 раз в неделю по подгруппам, но на данном занятии реализуются задачи речевого развития с использованием разнообразных методов и содержания, а не только по сказке. Поэтому театрализованные игры и чтение используем в утренние и вечерние часы.
Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
Материалы и игры по развитию речи и театрализованной деятельности детей находятся в мини–центрах речевого и художественно-эстетического развития.
Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы, которые способствуют развитию связной речи детей, изобразительных умений и театрализованной деятельности детей. Оборудование и материал по развитию речи средствами русской народной сказки мы условно разделили на группы и представили в таблице, разделив на книги, настольно – печатные игры, виды театра, пособия музыкального и изобразительного уголка:
Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими и сюжетно-ролевыми играми. Также большой интерес вызвали пособия и материалы уголка музыкального развития. любят использовать музыкальные инструменты, платочки в театрализованных играх и играх драматизациях
Задачей первого направления стала активизация известных сказок, знакомство с новыми сказками, выделение последовательности событий, героев сказки. На данном этапе мы ввели детей в мир сказки. Дети нашей группы знают много сказок о животных, но мы рассказали новые, неизвестные сказки : «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», а также рассказали волшебные сказки : “Гуси - лебеди”, «Снегурочка и лиса» и многие другие, учитывая возраст детей и правила отбора. Мы использовали в основном следующие приемы: рассказ сказки, чтение, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям и другие. Рассказывая детям сказку, учитывали требования к рассказчику. Мы объясняли непонятные слова. Например, когда рассказывали детям сказку “Колобок” объясняли, что такое амбар и сусеки. Большое внимание на этом этапе мы уделяли языковым особенностям сказки, старались выявить образные слова и выражения в сказках.
На втором направлении работы мы пересказывали сказки разными способами : от лица героя, по ролям, пересказ частями по цепочке. Особенно нравиться детям рассказывать сказку вместе по цепочке. При данном виде пересказа участвуют все дети, они и слушают сказку и проговаривают её по очереди.
На третьем направлении работали над выразительностью речи и движений. Цель его: создание образа, отражение характерных повадок. Использовали следующие приемы: совместное рассказывание сказки, дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами.
Использовали следующие игры и упражнения направленные на развитие выразительности :
1 Игры «Эхо», «Дождик, дождик», «Самолеты», «Вьюга» Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания и ритмичности речи.
2 Игры "Волшебное зеркало", «Узнай по интонации», "Волк и семеро козлят" Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координация движений.
Наибольший интерес детей вызвали такие игры, как "Волшебное зеркало" и "Волк и семеро козлят", потому что их содержание связано с полюбившимися сказками. Если сначала мы использовали данные игры на занятиях по речевому развитию, на прогулках, то потом стали замечать работу детей над выразительностью речи в игровой деятельности. На втором этапе работали не только над выразительностью речи, но и над правильным звукопроизношением, лексической стороной языка и развитием связной речи. Также дети часто играли в дидактические игры "Собери сказку", "Расскажи сказку", пересказывали сказки, запоминая содержание, героев, последовательность событий. В уголке книги стали появляться рисунки к любимым сказкам. В дальнейшем наблюдения за поведением детей на занятиях и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь и возникло желание показать и рассказать сказки младшим детям и своим родителям. Это позволило нам начать третий этап деятельности.
На четвертом направлении работы мы подбирали и изготавливали атрибуты, декорации, элементов костюмов, муз. сопровождения. Рисовали декорации, делали маски на занятиях художественно-эстетической деятельности. Например, для драматизации сказки "Теремок" мы изготовили маски - ушки Мышки, Лягушки, Зайца, Лисы, Волка и Медведя.. Во время рисования или склеивания деталей маски или шапочки задавали вопросы, побуждая детей объяснять свои действия, вспоминать героев сказки. Это позволяет поддерживать интерес детей к сказке и желание её показать другим детям.
На пятом направлении работы с детьми (Разыгрывание сюжетов сказки) мы перешли к активизации театрализованных игр по русским народным сказкам. За осень 2018 года мы подготовили сказку "Колобок" и "Репка". Показывали сказки сначала ясельной группе, потом первой младшей. Наши дети почувствовали себя артистами и актерами. Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр, варежковый и пальчиковый. Дети, которые стеснялись играть в драматизациях, интонационно выразительно исполняли роли в театрализованных играх с куклами. Регулярно в вечернее время у нас в группе проходят кукольные и драматические спектакли по русским народным сказкам. Дети с удовольствием показывают сказки не только детям, но и родителям. В начале ноября организовали театрализованное представление для родителей. Они высоко оценили умения своих детей и поддержали желание продолжать знакомиться с народными сказками.
Параллельно с работой с детьми по обогащению и развитию речи детей через театрализацию сказок, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
В работе с родителями мы используем следующие формы:
При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показательных мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей.
В течение года мы планируем провести совместное развлечение с родителями по русским народным сказкам "Путешествие в сказку".
В апреле 2019 года нами было проведено итоговое обследование речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.
Были получены следующие результаты:
1 Увеличилось количество детей со сформированным уровнем – до 21%. Дети стали проявлять большее стремление к общению с книгой, инициативны в разговоре, отвечают на вопросы, задают встречные, принимают участие в играх по сказкам, разыгрывают сказки.
2 Количество детей формируемого развития увеличилось до 67 % за счёт перехода детей с точки роста на формируемый уровень.
3 На конец года не было никого из детей на точке роста.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Развитию речи детей способствует знакомство со сказкой. Сказка является одним из важных источников развития детской речи.
Результаты работы:
1 повысился интерес детей к русскому народному творчеству
2 развилась образная и выразительная речь детей;
3 развилась связная речь;
4 повысился интерес к русской народной сказке, языковое богатство русского языка.
Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.
Перспективы работы следующие:
• Собрать подборку игр по развитию речи средствами сказки.
• Создать перспективный план по развитию речи средствами сказки для детей средней группы.
• Развивать выразительность и образность речи детей старшего дошкольного возраста.
• Способствовать развитию творческих способностей при составлении сказок собственного сочинения.