Ксения Космовская
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор - это народное творчество, душа русского искусства и музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Народное творчество создало произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребенка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими, освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:
1. отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
2. формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
3. использование наглядного материала, способствующего освоению содержания произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
4. создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).
Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, с осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т. п., а также сопровождалось жестами, мимикой (пальчиковые игры, сказки).
В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие моменты:
а) ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;
б) в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;
в) содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
г) необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;
д) необходимо контролировать длительность занятий.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Необходимо начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше (показ пальчиковой сказки). Простые движения рук помогают убрать напряжение и не только снимают усталость, эмоциональное напряжение, но и повышают положительные эмоции. Также пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениями - правильно держать ложку, чашку, умываться.
Использование малых форм фольклора :
1. Загадки-это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Знание загадок не только развивает память, но и воспитывает поэтическое чувство. Для детей младшего дошкольного возраста используют загадки с точно названными признаками.
Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, спать ляжет в дупло. (сова)
2. Поговорки и пословицы- это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Например, о дружбе, чтобы дети ценили дружбу между собой: Друг за друга держаться - ничего не бояться.
3. Пестушки – используются, чтобы вызвать у детей радость, двигательное возбуждение.
4. Колыбельные песенки и потешки помогают воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам (куклу уложить спать).
5. Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастие, о доброй помощи.
6. Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя-коток, Курочка-рябушка.
7. Игры-драматизации очень важны в развитии речи. Ребенок вживается в роль персонажа, передает его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнерами.
8. Для всестороннего развития детей особое значение отводится играм-забавам с использованием фольклора.
Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных приемов и методов.
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребенка настолько велико, что задачи по ее формированию занимает особое место в воспитании.