Надежда Дружкова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Хороший способ для начала и продолжения всестороннего развития ребенка – художественная литература. Она развивает мышление и воображение, дает хорошие примеры использования русского языка в литературе и общении. Без литературы также невозможно успешное обучение в школе. Сама по себе, книга – это источник полезной информации. Дети узнают из книг об обществе, природе, межличностных отношениях. Книги учат обрабатывать полученную информацию самостоятельно, а также развивают воображение. В дошкольные годы становится и формируется речь ребенка. За данный период он проходит через понимание звуков родного языка, учится правильно и точно произносить фразы и слова, пополняет свой словарный запас новыми словами.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Как только ребенок достаточно разовьет свою речь, у него усилится потребность в общении, чтобы отрабатывать полученные речевые навыки. В процессе усваиваются основы правил общения, воспитанники используют новые приемы в разговоре. Однако, иногда возникает сбой, и дети отказываются от использования общепринятых форм речи. Самая главная причина подобному – это недостаток общения, чтения, прослушивания художественной литературы и, в итоге, бедный словарный запас. Именно поэтому, для предотвращения подобных проблем необходимо обучение речевому этикету детей с помощью чтения и прослушивания художественной литературы, так как именно в этот период происходит формирование нравственных норм, развитие эмоционально-волевой сферы личности, появление первого опыта коммуникации в повседневности.
С помощью литературы дети учатся излагать свое отношение к услышанному, прочитанному и увиденному, при этом используя изобразительно-выразительные средства русского языка в своей речи. Дети узнают и понимают, что такое метафора, сравнение, эпитет и так далее посредством прочтения сказок, рассказов и стихотворений. Понимание таких средств выразительности способствует развитию более глубокого восприятия произведений.
При работе с детьми важно уделять достаточно внимания приобщению к художественной литературе. Дошедшие до нас из древности частушки, приговорки, прибаутки, перевертыши и прочее хорошо развивают красноречие ребенка, потому как в них содержится ритмическая речь. Ради лучшего усвоения произведения, при чтении важно интонационно выделять персонажей и разные ритмические словосочетания, например: «жили-были», «козлятушки-ребятушки», «мёд-пиво пил», «скатерть-самобранка», «красавица писаная». Большинство дошкольников привлекают короткие стихи, которые отличаются четкой формой, понятностью и ритмичностью. При повторном чтении дети запоминают смысл выражений, их речь обогащается новыми словами и словосочетаниями.
Художественная литература выполняет не только функцию получения новой и полезной информации ребенком, но также и установления эмоционального контакта с воспитанниками, поэтому она так ценна.